Крупнейшие нефтяные компании России на прошлой неделе предупредили министра транспорта РФ о грядущем срыве поставок топлива и нефти, который, в свою очередь, приведет к массовой остановке нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Остановка грозит всем крупным НПЗ России, а ввод в строй каждого из них обойдется в $200 млн. По данным российских СМИ, обращение поддержали «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-BP и «Башнефть». В своем обращении компании просят перенести запрет на 1 августа.
Причиной срыва поставок является предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по которому нефтяникам с 10 мая запретили возить нефть в цистернах для светлых нефтепродуктов. Новые правила перевозки нефти были подготовлены Ространснадзором из-за частых аварий цистерн на железных дорогах. Считается, что перегрузка, которую испытывают цистерны для легкого топлива при перевозках нефти, приводит к их разрушениям. В то же время в прессе отмечалось, что причиной аварий многих цистерн являются дефекты производства или их изношенность. В итоге компании не могли использовать около 30% своих парков.
Однако на этой неделе Ространснадзор снял запрет на перевозку сырой нефти в бочках для светлых нефтепродуктов. Но за время действия запрета, а это более недели, о возможной остановке своих НПЗ из-за дефицита сырья заявили «Башнефть», «Альянс», трудности были у НПЗ в Хабаровске, недопоставки сырья были на НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. Также ожидались трудности с отгрузкой на НПЗ «Газпром нефти» в Москве.
Напомним, в мае Россия сократила поставки нефти на Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). На него поступает примерно 4 млн тонн западно-сибирской нефти в год. «На Павлодар, да, сократили. Не вдвое, насколько точно, не могу сказать, но сократили», – прокомментировал ситуацию с ПНХЗ Куандык Калмурзин, директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа Казахстана. Как передает «Интерфакс-Казахстан», глава департамента отказался комментировать причины сокращения поставок.
По оценке специалистов, дефицит сырья на НПЗ РФ неминуемо привел бы к нехватке топлива на казахстанских автозаправочных станциях (АЗС). «Дефицит топлива в самой РФ в обязательном порядке отразился бы и на наших потребителях, и на Павлодарском заводе», – подчеркнул Олег Егоров, старший научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК.
«Около 40% высокооктанового бензина завозится из России», – сообщил Сергей Смирнов, аналитик Института политических решений. Г-н Смирнов также отметил, что дефицит сырья на российских НПЗ отразится и на нашей республике, как и повышение цен на ГСМ в РФ в прошлом году аукнулось нашим потребителям.
По закону экономики дефицит неминуемо приведет к повышению цен на ГСМ. В 2011 году, когда Россия из-за проблем с бензином на внутреннем рынке сократила объем поставок сырой нефти на Павлодарский НПЗ, в Казахстане заговорили о необходимости выравнивания розничных цен до уровня российских. «Раньше г-н Мынбаев ссылался только на мировые цены на ГСМ, а в прошлом году сослался на повышение цен в России», – заметил г-н Смирнов.
На сегодня мы сильно зависим от поставок высокооктанового бензина из РФ. В 2010 году Казахстан при общем потреблении в 3,7 млн тонн бензина импортировал из России 800 тыс. тонн. Но г-н Мынбаев уверял, что с 2016 года, когда закончится реконструкция на трех казахстанских (Павлодар, Атырау, Шымкент) НПЗ, отечественный рынок ГСМ вздохнет свободно, а бензина будет больше, чем нужно.
Светлого будущего, когда бензина будет в избытке, осталось ждать не так долго, но вот пока непонятно, из какого источника будет перерабатывать Павлодарский завод сырье. Договор на поставку определенного объема нефти из РФ на Павлодарский завод был заключен до конца 2012 года.