23.05.2012 • 09:24 1250

На игле

Офисная наркомания процветает

В жизни каждого работника наступает ужасный момент, когда все новости прочитаны,блоги откомментированы и остается одно – работать.
Неизвестный блогер

Крепкий кофе с утра и пачка сигарет во время 10 перекуров в течение рабочего дня. До обеда пуэр или да-хун-пао, настоянные особым способом. После обеда пара энергетических напитков. Классический рабочий день офисного клерка, изнуренного начальством, бесконечными стрессами и бешеным ритмом техногенного мегаполиса. Но это далеко не самые крепкие стимуляторы. Есть наркотик пострашнее и имя ему «прокрастинация», то есть непреодолимое желание отвлечься от работы ради сиюминутного развлечения.

Известно, что прокрастинация существовала всегда. Однако в настоящую проблему для работодателя она превратилась в наше время – «благодаря» интернету и социальным сетям.

Многие родители озабочены интернет-зависимостью своих детей, но и работодатели не меньше переживают по поводу интернет-зависимости своих работников. Интересно, что при описании признаков «заболевания» и те, и другие испытывали примерно одинаковые эмоции и рассказывали об одних и тех же признаках проявления «болезни». Болезнь есть, и ее нельзя отрицать.

Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но ее статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний DSM-IV и МКБ-10. Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Но как это относится к работникам и производительности труда?

Принято считать, что возможности интернета в разы увеличили скорость коммуникаций и взаимодействия между сотрудниками, а значит, и эффективность самих сотрудников. Так ли это на самом деле? По данным исследовательского проекта «Did you know?», современный работник в среднем потратит 10 лет своей жизни на обработку электронной почты, соответственно, $25 тыс. в год компания заплатит менеджеру высшего звена только за «работу» с e-mail. Если принять во внимание тот факт, что сегодня порядка 70% приходящих сообщений не имеют непосредственного отношения к работе, то этот, с точки зрения работодателя, «спам» ежегодно обходится мировой экономике в сумму порядка $130 млрд. При том, что в мире столько людей испытывают нехватку воды и продовольствия, страдают от последствий природных и техногенных катастроф, военных действий, низкого уровня здравоохранения. Вышеуказанной суммы вполне бы хватило, чтобы за несколько лет решить одну из вышеназванных проблем. Также, по данным этих исследований, 2/3 активностей в социальных сетях происходит именно в рабочее время. Сегодня все пользователи всех социальных сетей в мире в среднем тратят каждый день 18,5 млрд минут на виртуальное общение. Несложно посчитать, сколько из них тратится в рабочее время. А есть еще тысяча других «возможностей» интересно провести время, которые предлагает нам интернет. При этом, если посмотреть на основные тренды развития современных интернет-технологий, не спрос рождает предложение, а с точностью наоборот. По данным Karl Fisch, в наше время каждый месяц происходит в среднем 31 млрд поисковых запросов в Google. В 2006 году эта цифра составляла «всего лишь» 2,7 млрд. Возникает вопрос – кому были адресованы все эти вопросы до появления Google? Откуда мы черпали информацию?

Интернет-прокрастинация имеет разные проявления, из которых можно выделить 5 наиболее характерных признаков этого «заболевания».

Работник тратит полдня на поиск и скачивание нового альбома любимого исполнителя или фильма. Принимая во внимание тот факт, что наши люди, как правило, платить за скачиваемые песни принципиально не хотят, а самым популярным в русскоязычном интернете по-прежнему являются запросы из категории «скачать бесплатно», поиск бесплатного торрент-трекера может занять несколько часов. Появляется даже своего рода азарт найти-таки этого исполнителя в бесплатном доступе. Наконец, желанный альбом или фильм найдены и поставлены «на скачку». Теперь можно приступать к работе.

Работник изучает фотоальбомы незнакомых людей на Facebook или «Одноклассниках». По мнению исследователей этого феномена в России Анны Казаковой и Олега Ставицкого, происходит это следующим образом: «Допустим, ваш друг был отмечен на фотографии некой Светы Б. Света вам никто, однако вы уже разглядываете 36-ю фотографию из ее альбомов Hot Summer in Albena, «Образы меня» и «Былое». Мало того, вы намерены продолжать! Из альбомов Светы вы плавно перемещаетесь на страницу ее друга-диджея, оттуда – к музыканту группы Pompeya, симпатичной маме двоих детей (вы успеваете узнать их имена, но тут же забываете, за проблесковым маячком мигает работа). По мнению психологов, многим людям свойственно «проживать чужую жизнь». Как минимум в этом есть один положительный фактор – это означает, что в данный момент не происходит ничего особенно «срочного и важного» в вашей жизни, требующего безотлагательного решения и полного внимания к проблеме. Однако работодателю от этого не легче. Такой серфинг, то есть «шатание» по страницам и профайлам незнакомых людей незаметно убивает часы, дни и годы рабочего времени.

Работник активно «шопится» в интернете. Сеть дает уникальные возможности не только покупать все, что душе угодно, но и существенно экономить на покупках. Не удивительно, ведь при продаже через интернет-магазин производитель или дистрибьютор не тратит деньги на продвижение товара в торговой сети и логистику, а значит, готов предложить вам товар по самым доступным ценам, фактически завода-изготовителя. И вот вы, не будучи шопоголиком, вдруг получив ссылку, уже не в силах пройти мимо распродажи стока прошлогодней коллекции Desigual или, увидев у солиста вашей любимой брит-поп-группы на ногах винтажные кроссовки Botas Classic 66, пробудившие в вас ностальгические чувства, решаете во что бы то ни стало иметь точно такие. Работа подождет.

Работник принимает активное участие в интернет-опросах. Помимо бесплатных опросов, на которые человека может привести оставленный «лайк» вашей новой знакомой, с которой вы познакомились вчера в клубе, это может быть оплачиваемый опрос, в рамках которого вам предоставляется возможность не только поделиться мнением и помочь компании-производителю улучшить продукты и услуги, но и получить деньги взамен. Нередко наши близкие просят нас поучаствовать в том или ином опросе. Только бездушный работодатель будет против такой «помощи другу».
Работник – активный блогер. Работодатель может не догадываться, что скромный ассистент финансового директора на самом деле в сети является очень авторитетным блогером и лидером мнений с тысячами лайков и подписчиков. Возможно, его читают даже известные политики и звезды шоу-бизнеса, известные своей любовью к блогосфере. Более того, в наше время сеть отвечает взаимностью и предлагает раскрученным блогерам возможность заработка за размещение скрытой рекламы в собственном блоге вперемешку с личными записями. Как правило, большинство онлайн-промоутеров и комьюнити-менеджеров работают «по совместительству». Особенность такого совмещения заключается в том, что блогер должен не только инициировать, но и постоянно поддерживать дискуссию на нужную тему в правильном русле, а значит, не игнорировать вопросы и комментарии читателей. Это тот случай, когда промедление смерти подобно, поэтому, получив вопрос или увидев комментарий, блогер должен на него мгновенно отреагировать. В этот момент для онлайн-промоутера не может быть ничего важнее.
Почему это происходит? По моему мнению, основных причин для интернет-прокрастинации три. Первая причина кроется в том, что большинству из нас свойственно тратить время, а потом осознавать, что его не осталось на действительно важные дела. С этой точки зрения, специалисты Школы управления Nota Bene советуют работодателю найти баланс между работой и, как это ни странно звучит, развлечениями своих работников в рабочее время. Именно баланс, ведь тотальный запрет на пользование интернетом в ХХI веке с рабочего компьютера, во-первых, сильно демотивирует сотрудников, во-вторых, не решает полностью проблемы, так как даже при полном запрете на пользование интернетом либо блокированием доступа к соцсетям с корпоративных IP-адресов работник может оставаться «в сети», воспользовавшись доступом со своего мобильного устройства – спасибо корпорации Apple!
Вторая причина заключается в свойственном, с точки зрения психологии, феномене отодвигать на линии времени нежелательные события как можно дальше. Подготовка отчета, звонок проблемному клиенту с целью разрешения конфликтной ситуации, составление контракта с учетом пожеланий привередливого партнера – все это относится к разряду «нежелательных» событий. Вспомните, к примеру, когда вы узнали о дате защиты диплома в институте и когда вы приступили к его написанию? Или наоборот, представьте свои последующие действия, если, скажем, вам минуту назад сообщили о предстоящей командировке в конце следующего месяца в Лондон. В этом смысле очень важным и недооцененным инструментом мотивации является метод совместной постановки целей и задач, подкрепленный бонусом за своевременное выполнение проекта или задачи.
Не стоит скидывать со счетов и третью причину – человеческую алчность, как минимум желание сэкономить на покупках. Этим и объясняется глобальный тренд роста популярности во всем мире дисконтных сервисов в интернете. Сеть дает такую возможность каждый день – скидки, распродажи, уникальные предложения! Важно ими успеть вовремя воспользоваться. А работа немного подождет.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

23.05.2012 • 09:24 1250

Loading...