USD
477.03₸
+2.200
EUR
521.44₸
+2.450
RUB
5.43₸
+0.030
BRENT
84.69$
+0.070
BTC
64155.90$
+140.300

АО «Казахтелеком» – социально ответственный корпоративный гражданин Казахстана

...высказывания бизнесменов по поводу социальной ответственности... возможно, приносят им в краткосрочной перспективе престиж....

Share
Share
Share
Tweet
Share

...высказывания бизнесменов по поводу социальной ответственности... возможно, приносят им в краткосрочной перспективе престиж. Однако это позволяет усилить и без того превалирующее мнение о том, что гонка за прибылью является нечистым и аморальным делом, и ее необходимо сдерживать и контролировать посредством внешних сил

Милтон Фридман

Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. Поэтому в настоящее время многие страны уделяют пристальное внимание вопросам социальной ответственности бизнеса.

Сегодня владельцы компаний чувствуют необходимость «отдать» обществу, в котором они процветают, нечто большее, чем просто налоги. Основоположником капиталистической благотворительности считается сталелитейный магнат Карнеги, опубликовавший в 1900 году свое «Евангелие процветания», в котором он заявил о необходимости тратить часть прибыли на нужды общества. Например, частный собственник может передать некоторую сумму в пользу местной церкви или общества по борьбе со СПИДом, а семьи Баффета или Сороса могут решить учредить фонды, которые будут тратить часть прибыли их компаний на социальные, экологические и другие цели. Эти магнаты живут в соответствии с тем, что можно назвать «социальной ответственностью состоятельных людей».

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – совсем другое дело. Многогранностью и разработанностью выделяется КСО в странах Европейского союза (ЕС). С западных позиций тема КСО в большинстве случаев рассматривается через призму устойчивого развития. Европейская комиссия в своих документах опирается на следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды».

В большинстве случаев стратегии корпоративной социальной ответственности разрабатывают крупные корпорации. Например, в Германии такие гиганты, как Allianz, BASF, BMW, Deutsche Bank, Lufthansa, SAP, Siemens, Volkswagen, публично заявили о своей корпоративной социальной ответственности.

Сегодня социальная активность вышла за рамки «благотворительности», является частью бизнес-активности и требует совместных усилий всех подразделений компаний. Социальные инвестиции становятся ядром, вокруг которого формируется имидж и репутация современного бизнеса.

Понимание общественной значимости деятельности корпораций в социальной сфере находит выражение в распространении корпоративной социальной ответственности. Бизнес-лидеры провозглашают свои компании компаниями «корпоративных граждан», которые принимают на себя «корпоративную социальную ответственность». В западных странах концепция КСО уже несколько десятилетий является основой деятельности множества компаний. Для понимания своей корпоративной социальной ответственности экспертное сообщество предлагает компаниям посмотреть на себя через призму тех ролей, которые они играют:

- Как работодатель: создает привлекательные рабочие места, платит «белую» зарплату;

- Как производитель товаров и услуг: создает качественные товары и услуги;

- Как налогоплательщик: платит все налоги (без серых схем), соблюдая законы;

- Как заемщик капитала: вовремя погашает кредиты, выходит на международные фондовые рынки;

- Как бизнес-партнер: демонстрирует добросовестную деловую практику, устанавливает надежные отношения с поставщиками и дистрибьюторами;

- Как корпоративный гражданин: предотвращает возможные негативные последствия своей деятельности (например, в сфере экологии), облагораживает территорию, поддерживает социальное благополучие.

То, каким образом компания понимает свою социальную роль и свой вклад в развитие общества сверх обязательного и закрепленного законами минимума, и есть основная информация для начала диалога с обществом. Диалога, который, может проводиться через инструмент социального отчета.

Corporate Responsibility Magazine – авторитетное издание аналитической компании SharedXpertise Media, посвященное вопросам корпоративной ответственности и другим темам, связанным с построением взаимоотношений бизнеса и общества, опубликовало свой список 100 Best Corporate Citizens 2012.

Компании оценивались по ряду показателей: воздействие на окружающую среду и изменение климата, соблюдение прав человека, благотворительность, организация трудовых отношений, финансовая деятельность и управление. Первое место заняла фармацевтическая компания Bristol-Myers Squibb. На втором месте – IBM, на третьем – Microsoft, на четвертом – Intel.

В процесс продвижения лучших практик корпоративной социальной ответственности подключились правительственные, общественные и международные организации наиболее развитых стран мира. В Великобритании даже учреждена должность советника по КСО (Minister for corporatesocial responsibility). Еще в 1999 году был инициирован проект ООН «Глобальный договор» (Global Compact), участником которого могла стать любая компания, принявшая на себя обязательство руководствоваться основополагающими принципами, определяющими ответственность компании и изложенными в договоре. Растет число организаций, провозгласивших своей целью привнесение этических принципов и социальной ответственности в практику деловых отношений. Крупнейшие из них: Европейская организация деловой этики, Совет по устойчивому развитию бизнеса, Этическая корпорация, Всемирная бизнес-академия, Институт деловой этики (Institute of Business Ethics) в Великобритании, Международный центр корпоративной социальной ответственности при Ноттингемском университете (Великобритания) и т.д.

Эта тенденция нашла отражение и в казахстанской деловой практике. Сейчас многие компании начали заниматься благотворительностью, социальным инвестированием, публикуют социальные отчеты, участвуют в спонсировании творческих коллективов, конкурсов и социально значимых проектов.

Известно, что роль отечественного бизнеса в национальной экономике постоянно растет. Еще в Послании 2006 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые затронул тему социальной ответственности отечественных компаний, подчеркнув ее значимость как для самого бизнеса и работников, так и для интересов страны.
«Нам предстоит привести свои стандарты в соответствие со специальной программой ООН по внедрению международных стандартов управления социальной ответственностью бизнеса. Нужно разработать и внедрить общепринятые правила социальной отчетности бизнеса и повышения его социальной ответственности в решении общенациональных задач, сопровождая их созданием преимуществ для социально ответственных бизнесменов. Они должны предусматривать решение экологических вопросов, социально значимых национальных и региональных проблем, подготовку профессиональных кадров, охрану здоровья работников, экономическое процветание и благополучие граждан», – подчеркнул тогда глава государства.

В настоящее время корпоративная социальная ответственность в Казахстане находится на начальном этапе и реализуется в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества, олигархического развития бизнеса. Вместе с тем, КСО стала неотъемлемым элементом ведения бизнеса практически для всех крупных компаний, действующих в ключевых отраслях отечественной экономики, и, начиная масштабные проекты в области КСО, они решают сразу две задачи – получение мощного PR внутри страны и «подтягивание» бизнеса к уровню ведущих зарубежных конкурентов. Безусловно, наблюдается усиление позитивного влияния, которое предпринимательский класс оказывает на общество, и социальная ответственность бизнеса рассматривается как фундамент, основа реализации модели корпоративного гражданства.

Корпоративное гражданство является зарождающимся институтом, важной составляющей экономики знаний, инноваций и коммуникаций, тех кардинальных изменений в характере развития, которые произошли и продолжают происходить в условиях наступления информационного общества.

Поэтому мы понимаем корпоративное гражданство как ответственность компании перед обществом, как обязательство улучшить жизненные стандарты там, где мы осуществляем свою деятельность. Чтобы преуспеть в этой быстро меняющейся реальности, необходимо поставлять на рынки не только высокотехнологичные товары и услуги, но и выстраивать общее ценностное поле и отношения доверия со своими стейкхолдерами (заинтересованными сторонами).

Некоторые компании научились работать на опережение этических запросов потребителей. Они предлагают товары и услуги, которые соответствуют широко распространенным в развитых странах представлениям об ответственности в отношении среды обитания, производстве и потреблении. Так, работающая в Женеве местная энергосбытовая компания предлагает своим клиентам четыре варианта оплаты счетов за потребляемую энергию, при этом средства от «зеленых», с наиболее высокими тарифами, вкладываются в альтернативные виды топлива. Характерно, что 80% горожан выбрали именно этот вариант.

Актуальным компонентом социальной ответственности бизнеса является «здоровый» климат внутри самой компании, умение закрепить за собой лучших работников, тех, для кого этическая мотивация труда неотделима от профессиональной самореализации и материального вознаграждения.

Известно, что все крупные корпорации имеют собственные этические кодексы поведения. Наличие таких кодексов – обязательное условие для котировки на Лондонской и Нью-йоркской биржах.

В основе кодексов поведения лежит ряд общих этических принципов, которые

•    призваны определять правила поведения бизнеса. В их числе:
•    принцип верховенства доверия и заботы об интересах компании и ее акционеров;
•    принцип уважения собственности;
•    принцип надежности по отношению к собственным обязательствам;
•    принцип прозрачности ведения бизнеса;
•    принцип уважения достоинства всех, находящихся в сфере деятельности корпорации;
•    принцип справедливой конкуренции и отторжения любых форм дискриминации;
•    принцип гражданства, под которым понимается осознание компанией ответственности перед обществом и вклад в его развитие, уважение к закону, сотрудничество с властью;
•    принцип взаимодействия со сторонами, находящимися в сфере интересов корпорации, и отзывчивости на общественные нужды при признании роли и юрисдикции государства как защитника общественных интересов.

Эти общие принципы служат ориентиром при подготовке универсальных кодексов корпоративного поведения.

Весьма интересными являются результаты исследований, посвященные теме: как, по мнению американских потребителей, ведет себя «корпоративный гражданин» (оценка проведена по 50 пунктам исходя из степени важности темы):

Ведет честный бизнес.

Гарантирует высокое качество продуктов/услуг.

Заботится о безопасности потребителей.

Обеспечивает безопасные условия труда работников.

Ведет «белую» финансовую отчетность.

Не подкупает госчиновников.

Быстро и честно ликвидирует «этические проколы».

Строит честные отношения с поставщиками.

Обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию.

Занимается вопросами экологии.

Поддерживает образовательные и исследовательские программы.

Оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги.

Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями.

Поддерживает искусство.

Учитывая вышеизложенное, можно смело утверждать, что и казахстанские граждане ждут от бизнеса аналогичного поведения.

АО «Казахтелеком» является динамично развивающейся телекоммуникационной компанией на постсоветском пространстве. Компания прилагает усилия, чтобы реализовать принципы ответственного корпоративного гражданства путем принятия и соблюдения в производственной деятельности соответствующих правил и процедур, их последовательного внедрения в практику, а также регулярного обучения работников. Компания стремится вести открытый диалог по этим вопросам с другими субъектами корпоративного гражданства, государственными структурами и регулирующими органами.

Так, в «Казахтелекоме» разработана Стратегия в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития на 2011-2020 гг., предполагающая выстраивание диалога со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). В подтверждение репутации «ответственного корпоративного гражданина» компания будет готовить социальные (или нефинансовые) отчеты и верифицировать их в соответствии с известными стандартами.

В мировой практике важным этапом отчетности по КСО стало внедрение «мягкого» международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative – GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. В последние 10–15 лет практика подготовки отдельных социальных отчетов получила широкое распространение в среде крупных корпоративных игроков.

Таким образом, социальная отчетность рассматривается как механизм коммуникации, поддержания «обратной связи» с заинтересованными сторонами и обществом в целом в целях организации эффективного управления компанией. В отчетах должна излагаться положительная информация о «миссии», принципах деятельности и социальных инициативах, которую компании хотят донести до общества. Фактически обязательным «правилом хорошего тона» является размещение соответствующих данных в Сети на корпоративном сайте, в частности, в нашей компании успешно функционирует HR-портал «mytelecom», и у нас есть реальная возможность в будущем размещать подобные отчеты.

Реализуя положения о социальной ответственности бизнеса, АО «Казахтелеком» активно участвует в выполнении государственных программ. Особое место среди социальных проектов занимает программа Министерства образования и науки Республики Казахстан по подключению к сети интернет государственных школ. На 1 января 2012 года «Казахтелекомом» телефонизировано 99,7% общеобразовательных школ республики, в 96% организован доступ к сети интернет (без учета сторонних провайдеров), в том числе в 49,9% школ по технологии ШПД.

В 2011 году в рамках проекта «Система электронного обучения «е-learning» подключено 44 организации образования в Астане, Алматы и Карагандинской области к сети интернет со скоростью доступа до 10 Мбит/с.

Важной составляющей социальной ответственности бизнеса в сфере телекоммуникаций является оптимальная тарифная политика. В этой связи был проведен очередной этап ребалансирования тарифов на универсальные виды услуг телекоммуникаций. В частности, снижены тарифы на услуги пропуска междугородного (внутризонового) трафика, снижена плата за подключение к телефонной сети для разных категорий пользователей, снижены тарифы на услуги широкополосного доступа к сети интернет «Megaline», «iD Net» по тарифным планам «Megaline/iD Net Hit», снижены тарифы по картам «Тарлан» на междугородные звонки на 59%, на сети сотовой связи – на 11%-67% и т.д. Услуга iD Net стала доступной для категории пользователей «индивидуальные предприниматели». Этот список можно продолжать и далее.

Компания систематически оказывает спонсорскую помощь. Принципы и основные направления оказания спонсорской деятельности сформулированы в Политике оказания спонсорской и/или благотворительной помощи АО «Казахтелеком». В соответствии с которой Общество ежегодно выделяет 1% от консолидированной чистой прибыли на оказание спонсорской и благотворительной помощи.

В рамках реализации социальной ответственности компания постоянно поддерживает мероприятия в области спорта, культуры, образования, здравоохранения, защиты окружающей среды. Так, Обществом оказана спонсорская помощь на развитие спорта и образования ОФ «Развитие электронного обучения» для проведения мероприятия «Конференция-выставка Digital Communications Kazakhstan 2011», а также объединению юридических лиц в форме ассоциации «Казахстанская федерация бокса» для материально-технического обеспечения национальной сборной Республики Казахстан по версии WSB «Astana Arlans» во втором сезоне Всемирной серии бокса.

Кроме того, согласно решению совета директоров АО «ФНБ «Самрук–Казына», АО «Казахтелеком» является официальным спонсором национальных сборных команд Республики Казахстан по волейболу. В этой связи ОО «Федерации волейбола Республики Казахстан» оказана спонсорская помощь для приобретения транспортных средств и оборудования, необходимого для тренировочной работы в процессе подготовки игроков национальных сборных РК по волейболу.

Большое внимание АО «Казахтелеком» традиционно уделяет внутрикорпоративной социальной ответственности в соответствии с коллективным договором, который является одним из лучших в стране и включает положения по социальной защите работников и пенсионеров Общества. Многое делается для организации досуга работников, для проведения культурно-массовых, спортивных, оздоровительных и других мероприятий, на что компанией перечисляются денежные средства. Ежегодно выделяются средства на новогодние подарки и проведение новогодних праздников для детей работников компании.

На сегодняшний день мы оказываем социальную поддержку около 8 500 пенсионерам. Предусмотрено оказание им благотворительной помощи, проведение благотворительных обедов к профессиональному празднику связистов и ко Дню пожилого человека. Ежегодно ко Дню Победы выделяются средства для поощрения ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, состоящих на учете в компании.

Закрепленные в коллективном договоре гарантии и льготы направлены на формирование привлекательного социального пакета для молодых работников компании, их удержание и закрепление в компании, создание оптимальных условий, а также придание чувства уверенности в завтрашнем дне.

Одним из важных направлений внутрикорпоративной социальной ответственности Общества является улучшение жилищно-бытовых условий работников посредством предоставления целевых займов в рамках реализации социальной политики АО «Казахтелеком». В целях охраны здоровья и обеспечения здорового образа жизни компанией проводятся мероприятия по добровольному медицинскому страхованию работников, приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, а также направленные на посещение занятий ЛФК, тренажерных залов, спортивных секций (плавания, йоги и др.). Ежегодно выделяются средства для приобретения путевок в оздоровительные лагеря детей работников Общества. При регистрации брака, а также при рождении ребенка работникам Общества предусмотрено оказание материальной помощи. Проводятся мероприятия по безопасности и охране труда согласно требованиям Трудового кодекса РК.

В целях укрепления лидирующего положения на казахстанском и международном телекоммуникационных рынках АО «Казахтелеком» необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность кадрового потенциала. Поэтому актуальным и жизненно важным является потребность в постоянном обновлении знаний и навыков, повышении квалификации и компетентности персонала. Корпоративное обучение работников проводится по различным направлениям, охватывающим наиболее актуальные аспекты деятельности компании с использованием интерактивных форм и методов обучения. В частности, практикуется запись вебинаров топ-менеджеров, которые охотно делятся ценными знаниями и уникальным опытом работы. Наряду с этим широкое развитие в Обществе получило дистанционное обучение.

Бесспорно, что наша компания относится к наукоемкой отрасли экономики, обслуживает сложное телекоммуникационное оборудование, обеспечивает продвижение всего спектра предоставляемых услуг, поэтому вполне понятно стремление работников повышать свой общеобразовательный уровень в ведущих вузах страны и зарубежья. Для этого в бюджете Общества предусмотрены значительные финансовые средства, и работникам предоставляются оплачиваемые учебные отпуска.

В целях обеспечения экономики страны и компании высококвалифицированными кадрами, а также эффективной интеграции образования и производства впервые внедрена отраслевая магистерская программа АО «Казахтелеком». Это совместный образовательный проект с Алматинским университетом энергетики и связи по направлению «Радиотехника, электроника и телекоммуникации».

Таким образом, корпоративное гражданство – это модель ответственного общественного поведения компании, нацеленного на ее включение в системное взаимодействие с другими социальными институтами для совместного участия в реализации стратегии развития страны. Для продвижения этой модели компания разрабатывает и проводит в жизнь программы социально ответственных инициатив в различных сферах экономики, и Казахстану для раскрытия социального потенциала бизнеса необходимы устойчивые партнерские взаимоотношения между государством, компаниями и гражданским обществом.

В будущем многонациональные корпорации станут крупнее и сильнее, чем сейчас. Они будут влиять на все аспекты нашей жизни, поскольку появление гигантских компаний продолжится, а во всем мире будут возникать новые рынки. Хотя капитализм очень эффективен в производстве и распространении товаров и услуг, он оказывает губительное влияние на людей и окружающую среду из-за узкого стремления к единой цели: получению прибыли любой ценой. Для устранения губительных влияний следует расширить цель бизнеса и настоятельной заботой должны стать пропаганда и реализация нравственных ценностей и требований этики. Поэтому благополучие людей и защита окружающей среды являются самыми актуальными темами сегодняшнего дня.

Известный бизнесмен и основатель корпорации Sony Акио Морита, обращаясь к своим коллегам по цеху, заметил, что «никто не сможет сделать вас богатыми, кроме людей, которые работают на вас», призывая, тем самым, отказаться от ценностей «дикого капитализма» в пользу «капитализма с человеческим лицом».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.