Казахстанские банкиры называют среду, в которой приходится функционировать – высококонкурентной. Действуя в одном законном поле, ориентируя ставки по кредитам и депозитам на одни показатели – уровень инфляции, ставка рефинансирования и т.д., повышать конкурентоспособность сегодня во многом приходится не только материальными факторами.
Нормы корпоративной социальной ответственности для западного бизнеса давно стали обязательными. В Казахстане же особенную активность в плане соблюдения КСО показывает именно банковский сектор. «Корпоративная социальная ответственность – это моральная составляющая бизнеса. Это отношения, которые бизнес долгосрочно выстраивает в мире, а не дань, которую нужно платить кому-то под словом «общество», – считает Лариса Пак, управляющий директор АО «Kaspi Bank». По мнению эксперта, казахстанские банки в силу специфики своей работы первыми в Казахстане стали внедрять международный опыт, начиная от внедрения международных стандартов подготовки финансовой отчетности, IT и т.д. К примеру, первой из казахстанских компаний, подписавших в 2005 году Глобальный договор ООН о корпоративной социальной ответственности (КСО), было АО «Казкоммерцбанк».
В АО «HSBC Банк Казахстан» КСО означает управление бизнесом с ответственностью и упором на долгосрочный успех деятельности. «Нашей целью не является, и никогда не являлась, прибыль любой ценой, потому что мы знаем, что завтрашний успех зависит от доверия, которое мы приобретаем сегодня. Мы заботимся о том, чтобы соответствовать ожиданиям наших клиентов, акционеров, служащих и других заинтересованных сторон», – поясняют свою концепцию КСО в HSBC. Здесь подчеркивают стремление фининститута предоставлять и вкладывать капитал ответственно, избегая проектов, где потенциал социального и экологического вреда перевешивает экономическую выгоду. «Мы полагаем, что нашей обязанностью является разделение ответственности за окружающую среду с правительствами и гражданами для того, чтобы минимизировать разрушительное воздействие человеческой деятельности – загрязнение земель, воды, воздуха и истощение ресурсов», – высказывают мнение в HSBC.
Понятно, что и принципы КСО в разных банках реализуются по-разному. Это касается как внутренней социальной ответственности перед сотрудниками, так и внешних проектов. Так, в АО «Kaspi Bank» отмечают, что во время кризиса банк избежал массовых сокращений персонала, создавая при этом новые рабочие места. «Только в течение прошлого года АО «Kaspi Bank» приняло на работу более 1,2 тыс. человек, тем самым увеличив количество своего персонала до 5,5 тыс. человек», – отмечает Лариса Пак, обращая внимание, что при наборе сотрудников здесь зачастую делают ставку на выпускников университетов без опыта работы.
«Мы для себя определили несколько параметров КСО: ответственность перед государством и местным сообществом, в котором мы живем и ведем свой бизнес; ответственность перед теми, кто работает в банке – нашими сотрудниками; ответственность перед теми, для кого мы работаем – нашими клиентами», – сказал, представляя отчет о социальной деятельности АО «Казкоммерцбанк» в 2011 году, управляющий директор банка и президент фонда «Кус Жолы» Магжан Ауэзов. Так, в сфере реализации принципов КСО АО «Казкоммерцбанк», как работодатель, в 2011 году направило на медицинское страхование работников свыше 101 млн тенге. На развитие человеческих ресурсов через программы подготовки и повышения квалификации банк затратил около 13 млн тенге.
Среди долгосрочных благотворительных проектов АО «Kaspi Bank» можно выделить сотрудничество с фондом «Аяла» по программе спасения новорожденных детей, в результате которого за последние 5 лет банк проспонсировал приобретение медицинского оборудования на сумму порядка $500 тыс. Традиционным стало и оказание финансовой помощи ветеранам-клиентам банка, в 2012 году на эти цели к 9 мая было выделено более $250 тыс. «Есть также проекты, которые требуют экстренного реагирования. Они происходят неожиданно, и мы стараемся оперативно и адекватно помогать людям. Несколько лет назад, когда в Карагандинской области произошла трагедия – в завале шахты погибли шахтеры, сотрудники банка решили перечислить дневной заработок в пользу родных и близких погибших», – рассказывает Лариса Пак. В прошлом году порядка 10 млн тенге АО «Kaspi Bank» выделило пострадавшим от наводнения в Уральске. Также необходимая помощь была оказана детскому дому «Жас Даурен» – 114 детей этого дома были обеспечены сезонной одеждой.
В АО «HSBC Банк Казахстан» большое значение придают инвестициям в образование. Здесь разработан совместный проект с Казахстанско-Британским техническим университетом (КБТУ) по 3-летней поддержке программы магистратуры КБТУ. «В дополнение к финансовой поддержке банк предлагает студентам возможность прохождения практики и трудоустройство. Поддержка культуры нашла выражение в программе культурного обмена, разработанной HSBC в сотрудничестве с организацией «Поэт в городе». В рамках этой программы поэт из Казахстана будет отправлен в город Ванкувер, Канада, для продвижения имиджа Казахстана и обмена опытом.
Некоторые организации для реализации подобных проектов создают специальные фонды. К примеру, основной объем социальной деятельности АО «Казкоммерцбанк» осуществляется через благотворительные программы корпоративного фонда «Кус Жолы». К началу нынешнего года за период работы фонда с 2004 года была оказана помощь на сумму около 864 млн тенге. В 2011 году фонд «Кус Жолы» собрал на благотворительные цели порядка 103 млн тенге, из которых 70 млн тенге были перечислены основным донором – Казкоммерцбанком, а 33 млн тенге собраны в виде фандрайзинга от физических и юридических лиц, клиентов банка. Ключевыми благотворительными проектами Казкоммерцбанка и фонда «Кус Жолы» являются: проект по снижению младенческой смертности «Ангел-хранитель», в котором участвуют клиенты банка, открывшие специальную платежную карту с детскими рисунками; проект по поддержке людей с ограниченными физическими возможностями – «Посмотри на звезды»; проект по поддержке студентов из малоимущих семей – «Стипендия Казкома». «В нынешнем году банк планирует сохранить объем финансирования по социальным, благотворительным и спонсорским проектам, расширив сотрудничество с нашими партнерами в лице наших клиентов, общественных организаций, грантополучателей, а также СМИ», – отмечает г-н Ауэзов.