Несмотря на то, что среднемесячная аудитория интернет-пользователей в Казахстане на конец 2011 года составляла 7,5 млн пользователей (Profit.kz), а количество абонентов мобильной связи превысило 24 млн, эксперты оценивают темпы роста спроса на мобильные и интернет-платежи как «скромные». Лидерами по популярности среди потребителей остаются стандартные возможности интернет-банкинга по оплате мобильной связи, услуг ЖКХ и товаров в интернет-магазинах.
По мнению экспертов АО «Альянс Банк», главная причина сравнительно низкой активности клиентов мобильных платежей и платежей через интернет кроется в отсутствии доверия к безналичным платежам. «Этот факт, в свою очередь, обусловлен малой информированностью и осведомленностью пользователей», – отмечает Дмитрий Шишкин, руководитель пресс-службы АО «Альянс Банк».
Однако все больше клиентов банков предпочитают видеть мобильные технологии в составе штатных банковских сервисов. «И если, еще недавно, инициатором предложения такого сервиса клиенту был банк, то на сегодняшний день чаще клиент при обсуждении возможного сотрудничества спрашивает у банка – «Какой сервис по удаленному доступу к счетам и какие возможные операции с ними мне предложит банк?»», – поясняют эксперты АО «Bank RBK», отмечая, что это относится не только к клиентам искушенным, получающим банковский сервис на ежедневной основе (как правило, это корпоративные клиенты), но и к частным лицам. При этом к числу популярных среди физических лиц услуг интернет-банкинга специалисты АО «Bank RBK» относят так называемые односторонние сервисы (от банка к клиенту), которые обеспечивают актуальной информацией клиента – это получение выписок по счетам или информации о выполняемых операциях со счетами или с платежными картами посредством SMS и E-mail.
Но залог успеха завтра – это проактивное внедрение IT-технологий сегодня, что требует значительных затрат и доступно не всем игрокам кредитного рынка. «Реализация качественных и высокозащищенных продуктов по дистанционному обслуживанию клиентов требует достаточно больших инвестиций, в связи с этим примерно треть IT-бюджета направлена на эти цели», – поясняют ситуацию в АО «Bank RBK». Среди задач банка до конца 2012 года, помимо уже работающей системы дистанционного обслуживания юридических лиц, реализовать системы «Интернет-банкинг» и «Мобильный банкинг» для физических лиц.
Те, кто наладил систему интернет-банкинга раньше, сегодня предпринимают активные действия по внедрению уже расширенных сервисов, нацеленных преимущественно на упрощение все того же процесса оплаты товаров и услуг. Так, в АО «Альянс Банк» клиентам с 2010 и 2011 года соответственно предложены платежные системы Handypay и KZM. Система Handypay предназначена для платежей посредством мобильного телефона. «При этом средства снимаются не со счета у мобильного оператора, а с текущего счета клиента в банке», – поясняет Дмитрий Шишкин. KZM – это первая казахстанская система, функционирующая по принципу электронного кошелька, и, по сути, она является альтернативой банковским картам.
Интересные продукты дистанционного обслуживания в конце апреля предложило клиентам АО «Казкоммерцбанк». Здесь запустили первую в Казахстане международную бонусную карту с технологией бесконтактных платежей MasterCard PayPass, кобрендинговую карту с популярным казахстанским дисконт-сервисом Chocolife.me, а также обновленную версию мобильного приложения Homebank для iPhone и Android. «В данный момент приложение финансового портала Homebank на свои мобильные телефоны установили уже 16 тыс. клиентов (из них 9 тыс. обладателей телефонов на базе Android и 7 тыс. владельцев iPhone). С начала 2012 года ежемесячный прирост посещений Homebank через мобильные приложения составляет 25%. Общее количество пользователей Homebank превысило 360 тыс. человек», – приводят данные эксперты АО «Казкоммерцбанк». По мнению специалистов банка, потенциал интернет-банкинга и электронной коммерции подтверждают и результаты 1 квартала 2012 года, когда количество платежей через процессинговую систему E-pay выросло в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако, как отмечалось ранее, один из тормозов роста популярности электронных платежей у казахстанцев – сомнения в безопасности таких транзакций. Со своей стороны банки прилагают достаточно усилий для обеспечения защиты средств клиентов, тем более что уровень безопасности является весомым преимуществом на высококонкурентном банковском рынке Казахстана. С другой стороны, специалисты рекомендуют и самих клиентов придерживаться ряда правил, которые повысят сохранность электронных денег. Во-первых, не стоит создавать легких паролей и записывать их. Во-вторых, ни в коем случае не нужно предоставлять информацию о пароле, логине и пин-коде третьим лицам. Сотрудники банков не имеют права и не будут запрашивать у клиентов такие данные. В-третьих, желательно все операции в интернет-банкинге проводить со своего личного компьютера. В случае если это компьютер общего пользования, то лучше использовать виртуальную клавиатуру и ни в коем случае не пользоваться вай-фаем. Разумеется, не стоит производить оплату услуг и товаров на малознакомых сайтах.