Медленно, но верно движемся в «безнал»

09.05.2012 • 21:45 1196

Медленно, но верно движемся в «безнал»

Несмотря на то, что среднемесячная аудитория интернет-пользователей в Казахстане на конец 2011 года составляла 7,5 млн пользователей (Profit.kz), а количество абонентов мобильной связи превысило 24 млн, эксперты оценивают темпы роста спроса на мобильные и интернет-платежи как «скромные». Лидерами по популярности среди потребителей остаются стандартные возможности интернет-банкинга по оплате мобильной связи, услуг ЖКХ и товаров в интернет-магазинах.

По мнению экспертов АО «Альянс Банк», главная причина сравнительно низкой активности клиентов мобильных платежей и платежей через интернет кроется в отсутствии доверия к безналичным платежам. «Этот факт, в свою очередь, обусловлен малой информированностью и осведомленностью пользователей», – отмечает Дмитрий Шишкин, руководитель пресс-службы АО «Альянс Банк».

Однако все больше клиентов банков предпочитают видеть мобильные технологии в составе штатных банковских сервисов. «И если, еще недавно, инициатором предложения  такого сервиса клиенту был банк, то на сегодняшний день чаще клиент при обсуждении возможного сотрудничества спрашивает у банка – «Какой сервис по удаленному доступу к счетам и какие возможные операции с ними мне предложит банк?»», – поясняют эксперты АО «Bank RBK», отмечая, что это относится не только к клиентам искушенным, получающим банковский сервис на ежедневной основе (как правило, это корпоративные клиенты), но и к частным лицам.  При этом к числу популярных среди физических лиц услуг интернет-банкинга специалисты АО «Bank RBK» относят так называемые односторонние сервисы (от банка к клиенту), которые обеспечивают актуальной информацией клиента – это получение выписок по счетам или информации о выполняемых операциях со счетами или с платежными картами посредством SMS и E-mail.

Но залог успеха завтра – это проактивное внедрение IT-технологий сегодня, что требует значительных затрат и доступно не всем игрокам кредитного рынка. «Реализация качественных и высокозащищенных продуктов по дистанционному обслуживанию клиентов требует достаточно больших инвестиций, в связи с этим примерно треть IT-бюджета направлена на эти цели», – поясняют ситуацию в АО «Bank RBK». Среди задач банка до конца 2012 года, помимо уже работающей системы дистанционного обслуживания юридических лиц, реализовать системы «Интернет-банкинг» и «Мобильный банкинг» для физических лиц.  

Те, кто наладил систему интернет-банкинга раньше, сегодня предпринимают активные действия по внедрению уже расширенных сервисов, нацеленных преимущественно на упрощение все того же процесса оплаты товаров и услуг. Так, в АО «Альянс Банк» клиентам с 2010 и 2011 года соответственно предложены платежные системы Handypay и KZM. Система Handypay предназначена для платежей посредством мобильного телефона. «При этом средства снимаются не со счета у мобильного оператора, а с текущего счета клиента в банке», – поясняет Дмитрий Шишкин. KZM – это первая казахстанская система, функционирующая по принципу электронного кошелька, и, по сути, она является альтернативой банковским картам.

Интересные продукты дистанционного обслуживания в конце апреля предложило клиентам АО «Казкоммерцбанк». Здесь запустили первую в Казахстане международную бонусную карту с технологией бесконтактных платежей MasterCard PayPass, кобрендинговую карту с популярным казахстанским дисконт-сервисом Chocolife.me, а также обновленную версию мобильного приложения Homebank для iPhone и Android. «В данный момент приложение финансового портала Homebank на свои мобильные телефоны установили уже 16 тыс. клиентов (из них 9 тыс. обладателей телефонов на базе Android и 7 тыс. владельцев iPhone). С начала 2012 года ежемесячный прирост посещений Homebank через мобильные приложения составляет 25%. Общее количество пользователей Homebank превысило 360 тыс. человек», – приводят данные эксперты АО «Казкоммерцбанк». По мнению специалистов банка, потенциал интернет-банкинга и электронной коммерции подтверждают и результаты 1 квартала 2012 года, когда количество платежей через процессинговую систему E-pay выросло в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако, как отмечалось ранее, один из тормозов роста популярности электронных платежей у казахстанцев – сомнения в безопасности таких транзакций. Со своей стороны банки прилагают достаточно усилий для обеспечения защиты средств клиентов, тем более что уровень безопасности является весомым преимуществом на высококонкурентном банковском рынке Казахстана. С другой стороны, специалисты рекомендуют и самих клиентов придерживаться ряда правил, которые повысят сохранность электронных денег. Во-первых, не стоит создавать легких паролей и записывать их. Во-вторых, ни в коем случае не нужно предоставлять информацию о пароле, логине и пин-коде третьим лицам. Сотрудники банков не имеют права и не будут запрашивать у клиентов такие данные. В-третьих, желательно все операции в интернет-банкинге проводить со своего личного компьютера. В случае если это компьютер общего пользования, то лучше использовать виртуальную клавиатуру и ни в коем случае не пользоваться вай-фаем. Разумеется, не стоит производить оплату услуг и товаров на малознакомых сайтах.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.05.2012 • 21:45 1196

Поделиться
Медленно, но верно движемся в «безнал»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus