и вся деловая активность раскроется
Сегодня государством ведется работа по снижению административной нагрузки на бизнес. Как говорят сами предприниматели, несмотря на это, административное давление на них по-прежнему сохраняется. Госорганами на разных уровнях продолжают приниматься решения, которые все чаще препятствуют развитию бизнеса.
Как показывает практика, граждане, чьи права и интересы ущемлены действиями территориальных или отраслевых госорганов, обращаются в сам госорган или же в его вышестоящую инстанцию. Зачастую их вопросы не решаются, так как возникает конфликт интересов внутри госоргана, который не заинтересован в отмене своих инициатив.
Это означает, что только отдельными «проектными» действиями, например, открытие Центров обслуживания населения (ЦОНов), реформа Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), создание предпринимательских экспертных советов, ситуацию не изменить – нужны системные решения.
В этой связи, по оценкам экспертов, перспективным станет внедрение административной юстиции, это на практике обеспечит исполнение принципа разделения ветвей власти, закрепленного Конституцией РК. Это сможет повысить качество госуправления и его переход на новый уровень, обеспечит защиту прав и интересов предпринимателей и граждан.
Как следствие улучшится деловая среда, повысится инвестиционная привлекательность страны, а вместе с тем правосознание граждан, доверие к государству. Об этом специалисты говорили на заседании Клуба Института политических решений (КИПР).
Как отметили эксперты, важной составляющей экономического развития является административная юстиция. Однако в Казахстане, как и в других странах Евразийского Союза, она пока не существует. Между тем, к примеру, в Германии она уже давно создана, отметил Йорг Пуделька, директор программы GIZ «Содействие правовой государственности в Центральной Азии».
Административная юстиция является катализатором экономического развития и имеет свои преимущества. Например, вместо множества отдельных нормативных правовых актов один общий закон об административных процедурах, простые и прозрачные процедуры, меньше расходов бизнеса на правовую консультацию, а также скорость принятия решений.
Для того чтобы внедрить административную юстицию в нашей стране, необходимо создать рабочие группы для административных процедур и для административного процесса. Не стоит при этом забывать и опыт стран дальнего зарубежья, перешедших на европейскую модель. Предложение от GIZ – это принятие модельного законопроекта на основе германской и европейской систем.
Нередко, рассматривая вопросы регулирования бизнеса, предприниматели заходят в тупик из-за того, что слишком все стремительно меняется. Только с 2001 года КоАП РК успел поменяться 166 раз, из них только в 2012 году – 14 раз. Именно поэтому большинство экспертов поддержали идею о том, что в Казахстане необходимо создать Административно-процессуальный кодекс.
Казахстанские эксперты также признали, что в стране действительно существуют проблемы современной административной юстиции. Среди них – отсутствие достаточной нормативной правовой базы, бремя доказывания, влияние государственных интересов на судебные решения и другие. «На сегодняшний день, когда речь идет о бюджете, очень трудно получать справедливые решения суда. Чем меньше суммы, тем более справедливые решения. Специальные исследования показывают, что нейтральная, ровная ситуация с земельными спорами», – рассказал Роман Подопригора, партнер юридической компании «Unius».
По мнению специалиста, для развития института необходимо принять соответствующие меры. Во-первых, надо определиться, какую модель административной юстиции мы выбираем. Во-вторых, создать систему административных судов. В-третьих, обеспечить независимость судей от влияния государственных интересов.
В скором времени ожидается возможность того, что наши административные суды будут рассматривать публично-правовые споры, а не просто привлекать правонарушителя. «Люди идут в суд, когда идет спор. А если будут нормальные законы и подзаконные акты, то тогда не будет таких споров. Это зависит не только от министерств и ведомств, которые принимают подзаконные акты, но и законодатель должен делать качественные законы», – говорит Айгуль Медетова, судья алматинского городского суда.
Г-жа Медетова упомянула и о том, что необходимо менять мнение общественности об административных судах. Это не карательные органы, они защищают права граждан, предпринимателей и государства в соответствии со всей справедливостью закона. «В моей практике было много примеров, когда мы отменяли постановления и акима Алматы, и местных акимов. И ничего здесь такого нет», – отметила Айгуль Медетова.