Лаборатория Каспарса

08.05.2012 • 08:30 4056

Лаборатория Каспарса

У кого-то есть связи, у кого-то покровители, а кто-то делает ставку на себя, прилагая все свое упорство, талант и желание не просто пробиться наверх, но и привнести в жизнь что-то новое, яркое и полезное.

Каспарс Кукелис, один из самых известных латвийцев в Казахстане, приехал в нашу страну в начале девяностых, и уже в 1996 году основал ставшее впоследствии легендарным рекламное агентство «Панда».

Благодаря своему упорству, знаниям и таланту Каспарс стал одним из самых известных и успешных предпринимателей и менеджеров, ломая стереотипы и внедряя новые принципы, которые меняют рынки, менеджмент, потребительские привычки, наполняя смыслом такие понятия, как креативность, позиционирование и развивая успешность в формате self-made. Сейчас Каспарс отвечает за успешный маркетинг одного из лидеров отечественного рынка сотовой связи – ТОО GSM Казахстан/Kcell. О секретах построения успешной карьеры Каспарс Кукелис рассказал «Капитал.kz».

 – Как Вы строили свою карьеру? Есть ли алгоритм развития от Каспарса?

 – Мое твердое убеждение – профессиональный рост, компетенции, самооценка должны находиться в состоянии постоянного развития.

Я всегда смотрел в суть предмета и был готов жертвовать краткосрочным результатом ради сохранения последовательности.

Попытаюсь проиллюстрировать этот подход. В первую очередь я всегда задаю себе вопрос: в чем смысл того, чем я занимаюсь, каким образом тут можно создать конкурентное преимущество, которое ляжет в основу предпосылок для устойчивого роста.

В случае с креативным агентством это создание «школы» внутри компании, которая будет культивировать компетенции, что приводит к отказу от низкодоходных клиентов, как того требует нишевое позиционирование. Низкодоходные клиенты приводят к необходимости нанимать сотрудников с невысокими компетенциями. Тут эффект масштаба не ощущается.

С мобильным оператором все наоборот, это массовый рынок, ты не можешь себе позволить «выбирать клиентов», нужно бороться за всех, размер капитала дает возможность использовать эффект масштаба и выйти на потребителей, которые особо чувствительны к цене, и это будет суперпредложение, которое конкурентам сложно будет воспроизвести.

В моем понимании есть четкая связь карьеры с такими вещами, как критическое мышление и последовательность. Только они позволяют добавить ценность и возможность позиционировать себя в организации и на рынке, что не может не отразиться на карьерном росте и успехе.

 – Расскажите о бизнес-технологиях, которые Вы используете в своей работе?

 – Я никогда не веду бизнес «по книге» и вообще очень спокойно отношусь к бизнес-литературе. Все эти разговоры про «технологии», на мой взгляд, по большей части оттуда. Я предпочитаю смотреть открытыми глазами и думать исходя из контекста ситуации. Уверен, что именно контекст наиболее важен, а он всякий раз уникален.

Тем не менее, есть целый ряд важных принципов, которых я стараюсь придерживаться, по меньшей мере там, где я имею возможность устанавливать правила игры.

Одно из первых – это культурная совместимость – невозможно создать команду, если у людей взаимоисключающие представления о том, что есть хорошо и что плохо, что важно и что малозначительно... именно на подсознательном уровне.

Соблюдая этот принцип на стадии найма, можно создать предпосылки для сильной корпоративной культуры, которая в будущем будет сама «невидимой рукой» управлять многими аспектами жизни и ведения бизнеса в компании, особенно там, где это соприкасается с пользовательским опытом клиентов.

 – Сформировали ли Вы для себя за время работы правила по созданию и продвижению успешного бизнеса?

 – Об одном из них я наверно уже рассказал, отвечая на предыдущий вопрос. Тем не менее, для start up’а считаю очень важным ответ на вопрос: чем эта компания будет принципиально отличаться от всех тех, что сегодня существуют в данной отрасли. Если убедительного ответа нет, лучше не начинать.

Также важно понимать, насколько это последовательно применительно к твоему предыдущему опыту, тут, безусловно, бывают исключения, но если ты занимался успешно ресторанами и решил строить цементный завод, то непременно будут сложности.

 – Назовите несколько наиболее ярких маркетинговых решений, которые были запущены во время Вашей работы в GSM Казахстан/Kcell.

 – Без излишней скромности могу сказать, что удалось изменить отрасль. Формат сделки между оператором и абонентом сегодня мало похож на тот, что был до 2009 года, ведь тогда это были исключительно цены за минуту разговора, и многим казалось, что на «pre paid» рынке мало что помимо этого возможно.

Сегодня миллионы наших абонентов пользуются «сложными» продуктами, включающими абонентскую плату и посредством этого имея доступ к супернизкой стоимости минут, а также появилась целая линейка пакетных продуктов для пользователей мобильного интернета.

Помимо этого, субсидированные телефоны («бонусный телефон») – один из проектов, в отношении которого был большой скептицизм в Казахстане: «это здесь работать не будет!», как будто в Казахстане можно делать только то, что было успешно реализовано в России.

Для меня маркетинг не способ самоутверждения, а инструмент бизнеса, и деньги (цена) тут не менее важны, чем в других подразделениях организации.

 – По Вашему мнению, где основное окно возможностей для того, чтобы стать универсальным руководителем успешного бизнеса?

 – Для того чтобы вообще квалифицироваться в эту категорию, прежде всего, необходимо иметь за спиной успешные проекты как минимум в двух отраслях, но если серьезно, то необходимо продемонстрировать свою «незамкнутость» на узких отраслевых вопросах и способность мыслить шире.

В части управления разные отрасли схожи, универсальному руководителю важно убедительно демонстрировать способность быстро усваивать новый материал и формировать команду вокруг себя, не быть единоличным носителем всех решающих компетенций.

В этом компоненте даже Apple может подвергнуться серьезному тесту – не был ли Джобс единолично «слишком большим», чтобы компания могла продолжать устойчивое развитие, ведь прошло совсем немного времени.

 – Как Вы относитесь к вопросу делегирования полномочий?

 – Как к самому важному инструменту в менеджменте. Пока вы не делегируете, вы собственно и не менеджер, причем поручение задач другим это еще не делегирование.

Важно наделить этого сотрудника необходимыми полномочиями и ресурсами, равно как и поместить в ситуацию определенности в отношении сроков и индикаторов успешности выполнения данного поручения, и в некоторых случаях информацией о том, как это может повлиять на дальнейшую карьеру сотрудника (речь не об угрозах увольнения, это непродуктивно).

 – Вы считаете, что лидерами рождаются или лидерские навыки в себе можно развить?

 – Безусловно, их можно развить, но само выраженное желание их развить уже является показателем неких задатков. В лидерстве существует настолько широкий спектр подходов, что каждый сможет найти аутентичный путь именно для себя.

В этом деле, как и в других, лучше начинать как можно раньше, иначе рискуешь оказаться в ситуации, когда тебя просто не рассматривают на подобную роль, и попытки изменить представление о себе воспринимают как неадекватное поведение.

 – К какой корпоративной культуре Вы стремитесь?

 – Тут наверно проще говорить о лучших, на мой взгляд, примерах, которые я считаю достойными образцами для подражания. Если скажу Google, то наверно не буду оригинальным, но это, на мой взгляд, «символ эпохи», хотя, безусловно, есть масса других примеров.

 – У Вас есть политические амбиции?

 – Во-первых, важно понимать, что мои амбиции определяются Латвией, страной, где они могут быть реализованы. У меня совершенно точно нет планов работать в структурах латвийского правительства, равно как избираться на какую-либо выборную должность в обозримом будущем.

Единственное, чем я намерен продолжать заниматься, если мне будет предоставлена такая возможность, так это оставаться почетным консулом Латвийской Республики в Казахстане.

Если говорить об амбициях вообще, то, конечно, я знаю и чувствую свой потенциал, и свое дальнейшее развитие я вижу в области управления бизнесом, где я смогу реализовать накопленный опыт, знания и сделать этот бизнес самым ярким и успешным в своей отрасли. На мой взгляд, это не очень амбициозно.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

08.05.2012 • 08:30 4056

Поделиться
Лаборатория Каспарса
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus