National Geographic должен побывать в пригороде Алматы
Некоторое время назад информационное пространство было переполнено репортажами из офисов различных известных фирм. В основном это были новоиспеченные лидеры интернет-рынка, такие как Facebook или Google. И это не случайно.
С одной стороны, офис компании – это ее лицо и ее престиж, но с другой, немаловажной, а скорее и более значимой, помещение компании – это то место, где ее работники проводят большую часть своей жизни. Именно условия труда, степень эргономичности и продуманности офиса имеют очень сильное влияние на качество и производительность. И это очень хорошо понимают в такой «жадной» до креативности сфере как интернет-индустрия.
В то же время продуманность и комфортность места работы могут быть хорошей нематериальной мотивацией персонала.
Казахстанские компании пока не успели до конца влиться в этот тренд. Для многих наших бизнесменов офис – это только фасад, а никак не дом родной. Однако есть все же приятные исключения. Так, новый «умный» офис Japan Tobacco International (JTI) в Илийском районе Алматинской области достоин упоминания в передачах канала National Geographic.
Дом и все, что в нем
В этом с виду невзрачном здании применено немалое количество новых технологий. Впервые в нашей стране использована автоматическая система затенения, реагирующая на яркость дневного света.
Уникальная система световых сенсоров, установленных на фасаде, обеспечивает постоянное взаимодействие здания с окружающей средой: чутко реагируя на изменение погодных условий, энергосберегающие датчики в холодное время года сохраняют тепло внутри помещения.
Другой инновацией являются встроенные отопительные элементы. Каждый этаж здания снабжен потолочными панелями со встроенной саморегулирующейся системой датчиков тепла и влаги в помещении, так называемой «системой бесшумной вентиляции», обеспечивающей наиболее комфортные для работы климатические условия.
Здание также потребляет меньше энергии, чем аналогичные строения – тройное остекление фасада изготовлено компанией Shueco, мировым лидером в сберегающих технологиях.
Крыша над атриумом офиса представляет собой целостное полотно с пневмопокрытием, которое реагирует на изменение солнечной активности в течение дня.
В интерьере здания используются только экологичные материалы. Теплые деревянные панели с эффектом звукоизоляции применены при отделке потолков и технических помещений, а материалом для перегородок и напольных покрытий служит природный камень и паркет.
По данным компании, такой упор на высокотехнологичность дает свои результаты. Ежегодная экономия энергии составляет около 34% по сравнению с подобными зданиями, в которых такие технологии не использовались. Это около $175 тыс., что эквивалентно 1 416 000 кВт/ч электроэнергии и 90 тыс. кг дизельного топлива. «Мы убеждены в том, что значительные вложения в строительство себя окупят благодаря энергосбережению и качественным долговечным материалам», – поясняет Олжас Бибанов, менеджер по коммуникациям компании JTI в Центральной Азии.
Каждому по квартире
В настоящее время в офисе компании на площади 8 тыс. кв. м размещены свыше 240 сотрудников компании. В офисе предусмотрены 8 конференц-залов и специальное помещение для обучающих тренингов. Здание полностью покрыто сетью Wi-Fi и имеет собственное бизнес-телевидение.
Кроме этого, распорядиться таким пространством в JTI решили любопытным образом, применив психофизиологический подход.
Здание устроено по принципу полушарий мозга человека: левое отвечает за аналитику и обработку информации, а правое – за воображение и эмоции. Поэтому все этажи левой части офиса заняли финансовый, юридический и IT-департаменты. Правая часть почти полностью принадлежит маркетинговой и HR-службе.
Как отмечает г-н Бибанов, «после переезда условия труда значительно улучшились, и теперь на одного сотрудника офиса приходится около 30 кв. м (сравнимо с площадью однокомнатной квартиры)». Все перегородки между кабинетами руководителей прозрачные, а внутри отделов их просто нет. На каждом этаже организованы открытые рекреационные зоны, в которых чаще всего проходят встречи с партнерами и коллегами. Раньше подобные совещания предпочитали проводить в конференц-комнатах.
Цена вопроса
К сожалению, получить данные о стоимости проекта в компании JTI не удалось. Видимо, осознание важности условий труда и экологичности пространства пришло, но вот необходимости открытости и прозрачности своей коммерческой деятельности пока нет.
Известно только то, что генеральным подрядчиком проекта выступило немецкое архитектурное бюро Pasucha Kleipzig, имеющее свыше 50 лет опыта работы в планировании, а также архитектурных и дизайнерских разработках «под ключ» в различных странах мира, включая Германию, Канаду, США, Люксембург и др.