Ровно год назад, спустя три дня после первого запуска в Актобе, Андрей Смелков, председатель правления «Tele2 Казахстан», в одном из своих первых интервью казахстанским СМИ рассказал нашему изданию о стратегии и тарифной политике компании, поделился амбициозными планами и развеял многочисленные слухи. В этот раз «Капитал.kz» попросил г-на Смелкова подвести итоги первого года работы компании в Казахстане, а также оценить изменения, произошедшие на казахстанском рынке мобильной связи за это время.
– Вы довольны итогами первого года работы Tele2 в Казахстане? Сбылись ли Ваши ожидания?
– На такие вопросы сложно отвечать однозначно, потому что каждого топ-менеджера всегда преследуют мысли о том, чтобы он исправил или сделал лучше, будь у него такая возможность. Но в данном случае я полностью доволен проделанной работой, поскольку команда Tele2 успешно выполнила все поставленные перед ней задачи и сумела добиться впечатляющих результатов.
Достаточно озвучить следующие факты и цифры: организовано и успешно проведено 13 масштабных городских праздников с российскими и зарубежными звездами, в которых приняло участие, по оценкам компании, порядка 3 миллионов человек. Помимо этого, в небольших городах и населенных пунктах областного значения были организованы 18 дополнительных сертификационных программ, так называемые мини-запуски. Мы построили и открыли по стране 20 фирменных салонов Tele2, дилерская сеть компании на конец 2011 года насчитывала более 5500 точек продаж. В прошлом году мы запустили 3 национальных и 3 региональных тарифных плана, порядка 20 новых услуг, 6 полномасштабных рекламных кампаний тарифов и услуг. Техническая составляющая проделанной работы тоже не менее впечатляющая: число базовых станций выросло в 2,3 раза, что позволило увеличить более чем в два раза территорию покрытия сети Tele2, в которую вошло более 70% населения Казахстана. По сути, нам приходится в спрессованные сроки проходить тот путь, который занял у рынка десятилетие. Но самое главное, за прошедший год Tele2 не просто изменил мышление людей относительно стоимости сотовой связи, но и задал совершенно новые, существенно более низкие ориентиры для тарифов на звонки, дополнительные услуги и мобильный интернет. Безусловно, нам есть над чем работать дальше: расширение территории покрытия, улучшение качества связи, запуск и продвижение новых услуг. Думаю, что и с этими задачами мы успешно справимся.
– Ваш выход на сформировавшийся казахстанский рынок стал одним из главных событий ушедшего года в телекоме. Назовите самые важные, на Ваш взгляд, изменения, произошедшие на казахстанском рынке связи за этот год?
– На мой взгляд, важнейшим событием прошлого года, к сожалению, незаслуженно оставшимся без внимания, стал повсеместный запуск технологии 3G на всей территории Казахстана. Почему данному факту необходимо уделять пристальное внимание? Согласно исследованиям Ericsson, удвоение скорости широкополосного интернета приводит к увеличению ВВП на 0,3%. На каждую тысячу ШПД-подключений в стране создается 80 новых рабочих мест.
На момент запуска Tele2 в Казахстане технология 3G у казахстанских игроков присутствовала фрагментарно, в основном в городах Алматы и Астана. Нами же было принято решение строить национальную сеть с технологией третьего поколения, благодаря чему казахстанцы в регионах получили по-настоящему быстрый интернет. Средняя скорость доступа – 3 мегабита в секунду, мобильность, 0,36 тенге за 1 мегабайт – позволяют нам сейчас легко конкурировать даже с операторами фиксированной связи, что находит отражение в наших показателях.
Например, абонентская база Tele2 с момента старта выросла практически в 5 раз, а объем потребления мобильного интернета нашими абонентами увеличился в 9-10 раз! И это еще не предел.
Еще одно событие, которое может легко изменить перестановку сил на рынке – это заявление министра Аскара Жумагалиева, объявившего в октябре прошлого года о возможности внедрения в Казахстане услуги переносимости номеров (MNP, Mobile Number Portability) – сервис, который позволяет абонентам сохранить существующий телефонный номер при переходе от одного мобильного оператора к другому. Внедрение данной услуги может стать мощным катализатором на пути усиления конкуренции на сотовом рынке Казахстана, ведь тогда казахстанские операторы потеряют возможность удержания абонентов административными мерами и будут вынуждены начать реальную борьбу за потребителя путем снижения цен и повышения качества оказываемого сервиса. Мы же готовы активно делиться своими практическими знаниями и опытом по внедрению услуги MNP, поскольку в странах Европы и Прибалтики, где оператор присутствует в 9 странах, услуга MNP обязательна для всех операторов и закреплена на законодательном уровне (директива 2002/22/ЕС «Об универсальной услуге»).
– Своеобразным ответом на Ваш выход стали не только усилившиеся «тарифные войны», но и вывод суббренда «Дос», который недавно повысил стоимость звонков на одном из своих самых привлекательных тарифов. Получается, сложно на рынке компаниям, не придерживающимся общей стратегии дискаунтера, выдержать такие тарифы?
– В июле прошлого года в одном из интервью я уже говорил, что нельзя быть «дорогим» оператором, а потом вдруг за одну ночь стать дискаунтером и предлагать низкие цены. Конечно, какое-то время, за счет внутренних дотаций, данный проект может быть жизнеспособен, но в средне- и долгосрочной перспективе он с большой вероятностью будет закрыт. Вот почему для нас это было ожидаемым шагом.
Традиционным сотовым операторам достаточно сложно бороться с дискаунтерами, это демонстрирует как европейский, так и российский опыт. Так, например, в России Tele2, появившийся гораздо позже, легко конкурирует с компаниями большой тройки (МТС, «Билайн», «Мегафон») и в ряде регионов даже сумел вырвать лидерство, захватив большую долю рынка.
Почему дискаунтеры, в отличие от партнеров по рынку, могут обеспечить более низкие цены?! Низкая цена достигается низкими издержками и выстроенными эффективными бизнес-процессами: оптимальная численность сотрудников – по сравнению с другими операторами команда Tele2 в 4-5 раз меньше, но каждый из них – яркий профессионал, способный выполнять больший объем задач за меньшее время. Небольшое число тарифных планов, ведь подавляющему числу абонентов не нужны десятки тарифных планов, среди которых может разобраться только специалист. В свою очередь, каждый тарифный план – это расходы на рекламу и продвижение, поддержание, персонал и пр. Меньше тарифов – меньше расходов – ниже цены. Оптимизация внутренних операционных расходов: недорогие офисы, использование эконом-класса для полетов и пр.
– Как сейчас, по прошествии времени Вы в целом оценили бы действия конкурентов в момент Вашего выхода на рынок, и как изменилось конкурентное поле за этот год?
– Перед запуском в Казахстане мы дали обещание расшевелить сонный рынок Казахстана, и свое обещание мы сдержали. И если в публичных заявлениях топ-менеджмента конкурентов в отношении нас звучат пренебрежительные нотки, то предпринимаемые ими шаги на практике: это и появление новых, более дешевых, тарифных планов, запуск нового бренда, проведение различных акций и т.д. демонстрируют обратное – нас реально опасаются, и опасаются не зря.
– Вы запустили свои тарифные планы, не дожидаясь снижения ставки интерконнекта. Затем все-таки произошло понижение стоимости интерконнекта, ориентировочно на 20%, но до сих пор ставка остается нерегулируемой. Пока ситуация разворачивается по худшему для Вас сценарию?
– Нет, наихудший сценарий для нас был бы, если бы ставка интерконнекта осталась на прежнем уровне. Однако, даже учитывая 20%-ное снижение, текущая ставка межоператорского соединения все равно непомерно высока. На протяжении 11 лет ставка интерконнекта оставалась на одном уровне, не позволяя снизить стоимость сотовой связи для конечного потребителя. В настоящее время интерконнект крупнейшими игроками используется как заградительный барьер, позволяющий осложнить появление на рынке новых игроков и таким образом защитить собственные доходы и прибыль.
В итоге страдает конечный абонент, который оплачивает сверхприбыли двух крупнейших операторов из своего кармана. Часто приходится слышать риторику о том, что ставка интерконнекта не может быть резко снижена, так как это негативно отразится на выручке компаний. Зарубежный опыт свидетельствует об обратном: пример Турции, чьи государственные органы приняли решение о резком снижении данной ставки, демонстрирует, что от снижения ставок интерконнекта выиграл не только потребитель, поскольку снизились цены, но и сами операторы. Абоненты стали разговаривать больше, и уровень потребления сотовой связи не только остался на прежнем уровне, но и вырос.
– Как Вы относитесь к идее включения сотовых операторов в перечень доминирующих и к идее регулирования тарифов?
– Наша компания лишь приветствует стремление государства в лице регулятора снизить цены для конечного потребителя, однако более эффективным решением, чем регулирование тарифов, способным реально снизить стоимость услуг сотовой связи для конечного пользователя, стало бы введение предельных ставок интерконнекта. В свою очередь, это усилило бы конкурентную борьбу на сотовом рынке, а, следовательно, гарантировано и в сжатые сроки снизило бы стоимость тарифных планов сотовых операторов.
Что же касается включения сотовых операторов в перечень доминирующих – есть определенные требования законодательства, которые необходимо соблюдать.
– Расскажите о финансовых итогах первого квартала этого года? Вы удовлетворены тем, как начался для Вас этот год?
– 2012 год начался достаточно хорошо. Мы достойно встретили новогодние праздники, выдержав нагрузки, обрушившиеся на нашу сеть. Запустили 1 национальный и 10 региональных тарифных планов, стартовали в двух самых густонаселенных регионах Казахстана: Жамбылской и Южно-Казахстанской областях, где совокупно проживает более 3,6 млн человек. Параллельно мы активно строили сеть, расширяя зону покрытия и улучшая качество сервиса, благодаря чему в зону уверенного приема сигнала вошло более 170 населенных пунктов. За первые три месяца мы смогли прирасти еще на 332 000 абонентов, совокупная абонентская база, по состоянию на 31 марта 2012 года, составила 1 703 000 человек. Мы заработали $24,4 млн и улучшили показатель EBIDTA, который составил минус $14 млн.
– В начале текущего года Вы представили свое корпоративное предложение. Расскажите о первых итогах этой работы.
– Да, действительно в марте текущего года мы анонсировали о начале работы с корпоративным сектором, где фокус направлен на предприятия малого и среднего бизнеса. О результатах говорить пока рано, могу лишь сказать, что предприниматели проявляют живой интерес к нашим тарифам, поскольку большинство населения знает, что Tele2 предлагает простые и дешевые тарифы без скрытых условий, позволяющие существенно сократить расходы на связь.
– У всех игроков рынка, несмотря на обострение конкуренции и снижение цен, по итогам года показан рост прибыли по сравнению с предыдущим годом. Как влияет на структуру доходов меняющаяся картина распределения голосового и неголосового трафика?
– Вот еще одно подтверждение наших слов о том, что снижение стоимости ставки интерконнекта позволит выиграть всем сторонам: низкая ставка интерконнекта приведет к снижению стоимости тарифов для абонентов, благодаря чему последние увеличат объемы потребления услуг сотовой связи, что положительно отразится на выручке операторов и на отчислениях налогов в казну государства. Что касается структуры доходов компании в разрезе голосового и неголосового трафика, могу лишь отметить, что доля доходов от неголосового трафика, в частности от мобильного интернета, растет быстрее голосового.
– Расскажите, как меняется структура Вашего трафика с набором абонентской базы?
– К сожалению, данная информация конфиденциальна, и я не могу раскрыть структуру. Могу лишь отметить, что с ростом абонентской базы увеличивается объем разговоров внутри сети.
– Как решают в Tele2 проблемные вопросы: MMS-обмен, видеозвонки, переадресация?
– Любые вопросы мы решаем в рабочем порядке. Что же касается озвученных вами тем, к сожалению, порой игроки руководствуются не интересами потребителей и их удовлетворением, а стремлением во чтобы то ни стало защитить свою прибыль и создать конкурентам как можно больше барьеров.
– Вы всегда ратовали за полную прозрачность тарифных планов, отсутствие «звездочек» и сносок мелким шрифтом. Не противоречит ли это тому, что Вы автоматически подключаете своих абонентов к услуге «Гудок»?
– Давайте уточним, в марте текущего года мы предложили своим абонентам 2 недели бесплатного пользования услугой «Гудок», о чем мы их проинформировали. По истечении 2-недельного срока услуга была автоматически выключена. Причем в течение данного времени абоненты могли самостоятельно отключить этот сервис. И я могу вас уверить, что с баланса абонентов за подключение данной услуги не было снято ни одной тиынки.
Абоненты, которые заинтересовались данной услугой, могли ознакомиться с условиями и стоимостью пользования сервисом «Гудок» на нашем сайте www.tele2.kz, в call-центре компании или в наших салонах связи. И везде указаны все условия, без мелкого шрифта и звездочек – мы не отступаем от своих принципов!
– Интересно поговорить о серии Ваших запусков в городах Казахстана. Какой из запусков был самым запоминающимся, какой самым эффективным по объему привлеченных абонентов, какой самым сложным?
– Каждый запуск интересен и сложен по-своему, ведь для каждого запуска команда Tele2 проделывала огромную работу. Это и техническая составляющая, непременным условием запуска в определенном регионе было вхождение в зону покрытия Tele2 не менее 70% населения, проживающего в данной области. Могу с гордостью сказать, что практически все проведенные нами запуски оправдали возложенные на них надежды. Что касается самого сложного запуска, таковым, наверное, стал запуск в Алматы, где нужно было обеспечить функционирование сразу 5 больших площадок в разных частях города, позаботиться о бесперебойной работе сети, поскольку мало какой город может сравниться с южной столицей по численности населения. Кроме того, одновременно с нами в этот день проводился концерт компанией «КаР-Тел», выводивший на рынок бренд «Дос». Трудностей было много.
Однако мы успешно справились с поставленными задачами, и я рад, что Tele2 для алматинцев и гостей города был гораздо интереснее, поскольку на Старой площади людской поток бурлил практически весь день с раннего утра, а на вечерний концерт вся площадь была переполнена, зрителей было так много, что были заполнены даже прилегающий парк и улицы. Это было захватывающее зрелище.