Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил отказаться от брендированных сигаретных пачек в рамках Таможенного союза (ТС). Сигаретная пачка не только не должна быть брендированной, но и не должна быть цветной. По словам г-на Онищенко, эта мера снизит интерес к упаковке табачных изделий, что станет еще одной мерой по снижению количества потребляемого табака.
Запрет на брендированные и цветные пачки может войти в еще не утвержденный технический регламент ТС. На данный момент в пока еще не принятом техрегламенте прописан запрет на размещение на пачках терминов «легкие», «мягкие» и сведений о вкусовых качествах сигарет, к примеру, «яблоко», «мята». Также в регламент вошло предложение о размещении на пачках шокирующих изображений последствий курения.
Вышеописанные меры, по мнению г-на Онищенко, позволят снизить интерес к упаковке табачных изделий и сформировать негативное отношение к потреблению табака у населения.
Описывая необходимые меры по борьбе с курением, главный государственный санитарный врач РФ ориентируется на зарубежный опыт. Изображения последствий курения присутствуют на пачках сигарет не только в европейских странах, но и, например, в Индии. Наиболее жесткие меры по борьбе с курением реализованы в Австралии, которая первой отменила брендинг сигаретных упаковок и ввела универсальные пачки отталкивающего коричневого цвета для всех табачных торговых марок.
По заявлениям представителей табачных компаний, работающих в Казахстане, внедрение обезличенной упаковки будет нарушать сразу несколько фундаментальных и законных прав производителей. «Права на собственность, свободу выражения и торговлю гарантируются конституцией, международными соглашениями о торговле и национальным законодательством», – подчеркнул Олжас Бибанов, менеджер по коммуникациям компании Japan Tobacco International (JTI) в Центральной Азии.
В табачной компании British American Tobacco (BAT) также отмечают, что торговые марки являются корпоративной собственностью, представляющей большую ценность для их владельцев, и, принимая подобные инициативы, правительства стран-участниц ТС рискуют нарушить целый ряд юридических обязательств.
К тому же, на сегодняшний день нет данных об исследованиях, которые бы подтверждали, что небрендированные упаковки снижают потребление табака. Данных о мировом опыте в этом вопросе тоже нет. Австралия – первая страна, которая узаконила отмену брендирования сигаретных пачек, однако данная поправка вступит в силу лишь в декабре 2012 года.
Наиболее ожидаемые результаты принятия подобного правила – это увеличение нелегальной табачной продукции. «Бесцветная упаковка в значительной степени облегчит нелегальным торговцам способы проникновения дешевой поддельной продукции на рынки, что приведет к увеличению нелегальной продукции», – считает Мейрамкуль Ходжашова, менеджер по корпоративной социальной ответственности и коммуникациям табачной компании BAT.
Действительно, табачная упаковка служит дополнительным средством защиты потребителей от нелегальной продукции. Постоянное совершенствование и периодическое изменение дизайна сигаретной упаковки снижает риски, связанные с контрафактной продукцией. «Более щедрого подарка для производителей фальшивых сигарет, чем обезличенная упаковка, наверное, нет. Ее можно быстро и незатратно подделать», – отметил г-н Бибанов.
Г-н Онищенко признался, что у него вызывает уважение принцип «не выращивать, не производить и не потреблять», которым руководствуются европейские страны в отношении табака. России также стоит двигаться в этом направлении, заявил главный санитарный врач страны. Придется ли двигаться и другим странам ТС в этом направлении, пока не принят технический регламент, непонятно. Предполагается, что регламент примут в первом полугодии 2013 года.