Преимущества и недостатки проведения ЕНТ
В обществе давно сложилось неоднозначное отношение к единому национальному тестированию (ЕНТ). Часть казахстанцев хотела бы облегчить стресс экзамена для выпускников, другие же, напротив, ратуют за ужесточение условий.
«В родной школе и стены помогают» – девиз тех, кто желал бы видеть проведение тестирования в ином формате, с учетом требований многих педагогов, детей и их родителей. В противовес этому некоторые из нас выступают за ужесточение правил, вплоть до внедрения «глушилок» для сотовых телефонов в аудиториях, и усиления контроля на самом экзамене.
Вместе с тем эксперты более сдержаны в оценках необходимых преобразований. «ЕНТ должно быть валидным – пригодным для употребления», - такое мнение выразила Галия Амиртаева, председатель РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс», на заседании Клуба института политических решений (КИПР). «ЕНТ – это единая гребенка, сквозь которую чиновники пытаются разом прочесать школы, вузы, учеников и учителей, а также непосредственных исполнителей: издательства и центры тестирования», – подчеркнула г-жа Амиртаева.
По мнению эксперта, экзамен, проводимый в тестовой форме, не может выявить действительных учебных результатов у выпускников. Например, он не проверяет, каковы компетенции ученика. Выпускник автоматически «зазубривает» ответы, что негативным образом сказывается на уровне знаний.
По предложению спикера, Казахстану необходимо взять за основу мировой опыт проведения экзаменов. В США выпускники средней школы сдают специальный тест SAT Reasoning Test для поступления в вузы. Введение подобной системы означает возможность проведения теста 7 раз в год в независимых пунктах, а также позволяет пользоваться графическим калькулятором, то есть современным программируемым калькулятором, обладающим графическим экраном.
В Казахстане ЕНТ разрешено сдавать только 1 раз в год, при этом выпускник может рассчитывать лишь на свою память, и никакой вспомогательной электронной техники в его руках быть не должно. Галия Амиртаева выступает за то, чтобы наши абитуриенты сдавали тестирование в школе, а не выезжали в вузы.
Однако у приверженцев этой идеи есть оппоненты, которые уверены в важности проведения ЕНТ как в оптимальной модели проверки знаний. Как отметил Нагашыбек Камет, заведующий научно-методической лабораторией алматинского филиала Национального центра тестирования, у тестирования есть свои преимущества. «Первый плюс ЕНТ – исключение человеческого фактора, который показывает, что в обществе есть нездоровые интересы. Когда эти интересы мешают, мы должны бороться с этими явлениями», – считает эксперт.
Вторым положительным показателем является прозрачность проведения тестирования. До внедрения ЕНТ в Казахстане не было рейтингов школ, учителей и вузов. Раньше каждая школа и учитель необъективно оценивали сами себя. Теперь, после проведения тестирования каждая школа дорожит своим рейтингом и ежегодно работает над этим.
Сегодня у выпускника есть мотивация поступить на грант, и это требует ежедневных умственных усилий. Вместе с тем выпускник психологически неустойчив, выдержать такие нагрузки весьма сложно.
«Наши дети попадают под стрессовую ситуацию, когда сдают ЕНТ. В этот момент подростки находятся в переходном возрасте. Вы не представляете, в каком состоянии дети выходят после сдачи тестирования», – подчеркивает Зубайда Кененбаева, президент психологической ассоциации. Дети становятся склонны к суициду не из-за того, что не сдали ЕНТ, а из-за того, что не прошли на грант (90-95 баллов), утверждает эксперт.
Еще одна проблема заключается в том, что психологическая подготовка в учебных заведениях не соответствует действительности. Школьные психологи не готовы работать с учениками к подготовке к ЕНТ.
В этом году грядут некоторые организационные преобразования. Например, количество аудиторий сократится, а число проверяющих на ЕНТ в регионах увеличится. По информации Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки, тестирование, как и прежде, будет проходить на казахском или русском языках по пяти предметам. Продолжительность тестирования – 210 минут, или 3,5 часа.
Наряду с этим в 2015-2016 году условия поступления выпускников в вузы могут измениться. «Дети, сдав ЕНТ, смогут поступить только на платное отделение. Конкретно, как это будет происходить, мы сказать не можем. Должны выйти и подписаться документы, положения. После этого можно будет обсуждать этот вопрос», – заметил г-н Камет. По словам специалиста, для того, чтобы получить возможность обучаться на бюджетной основе, необходимо будет пройти дополнительную проверку знаний. Как это будет выглядеть, пока остается неизвестным.