Качество банковского фондирования улучшается. Более важный вопрос теперь, как разместить имеющиеся средства?
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's в конце марта оставила Казахстан в группе 8 по классификации BICRA (оценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора). Однако изменила оценку отраслевого риска с «8» на «7». Оценка BICRA отражает мнение о рисках, которым подвергается банковский сектор страны и каждый входящий в него банк, в сравнении с рисками, существующими в банковских секторах других стран. В соответствии с классификацией BICRA страны подразделяются на 10 групп в зависимости от уровня рисков в их банковских системах, при этом страны с наименьшими рисками входят в группу 1, а страны с наибольшими рисками – в группу 10. В группу 8, помимо Казахстана, входят Нигерия, Грузия, Ливан, Латвия, Аргентина, Боливия, Египет, Тунис, Уругвай и Узбекистан.
Эксперты агентства отмечают, что за последнее десятилетие банковский сектор пережил ярко выраженный подъем, который продолжался несколько лет (середина 2000-х), но в 2008 году закончился резким спадом. В результате несколько крупных банковских групп, включая БТА Банк и Альянс Банк, прекратили выплаты по своим обязательствам. Процесс сопровождался сокращением сектора и реструктуризацией долгов: общий объем кредитов, выданных казахстанскими банками, уменьшился с 59% в 2007 году до 39% ВВП в 2011 году. Кроме того, в конце 2011 года свыше 30% банковских кредитов было просрочено более чем на 90 дней.
«Мы изменили оценку отраслевого риска Казахстана, поскольку считаем, что качество фондирования банковской системы этой страны улучшилось», – отметили эксперты Standard & Poor's. Однако оценка «8» соответствовала «очень высокому риску», а оценка «7» соответствует «высокому риску». Так что поводов для оптимизма не очень много.
Структурные проблемы
По состоянию на 30 сентября 2011 года, как сообщают в Standard & Poor's, внешние активы банковской системы превышали внешние обязательства на $5,5 млрд, тогда как в конце 2008 года внешние активы были меньше внешних обязательств на $15,7 млрд. Улучшение объясняется сокращением внешних заимствований казахстанских банков с $40 млрд в конце 2008 года до $16 млрд в конце 2011 года. Это стало возможным благодаря, прежде всего, проведенному в 2010 году списанию большинства внешних долгов трех банков, допустивших дефолт и впоследствии реструктурированных (БТА Банк, Альянс Банк, Темiрбанк), погашению внешних долгов другими банками и резкому сокращению после 2008 года новых выпусков облигаций, размещаемых казахстанскими банками за границей. Это было время, когда внешние рынки стали менее доступны. S&P не ожидает значительного увеличения внешних заимствований в 2012-2013 годах, учитывая их высокую стоимость, а также ограниченный доступ казахстанских банков к международным рынкам капитала.
Выставляя оценку качества фондирования казахстанского банковского сектора, S&P указывает на некоторые структурные недочеты, в том числе краткосрочный характер привлекаемых ресурсов и недостаточный уровень развития казахстанских рынков капитала. Кроме того, уровень трансграничного фондирования в последние три года заметно снизился, что отчасти объясняется списанием большинства внешних долгов банков, допустивших дефолт. Важнейшее значение для поддержания ликвидности банковской системы, как считают в агентстве, имеет стабильность депозитов, размещаемых правительством и промышленными предприятиями, поддерживаемыми государством. Эксперты внимательно смотрят за тем, насколько правительство готово оказать поддержку банковскому сектору страны. В период кризиса 2008-2011 годов государство предоставляло банковской системе поддержку в форме рекапитализации банков, представляющих системную значимость; кредитов на поддержание ликвидности и гарантий по кредитам, выдаваемым банками; директив государственным организациям размещать депозиты в коммерческих банках; помощи сектору недвижимости. И правительство по-прежнему выражает готовность и имеет возможность поддерживать национальные банки, представляющие как высокую, так и умеренную системную значимость.
«Короткие» деньги
Председатель правления АО «Kaspi Bank» Михаил Ломтадзе отмечает, что в течение последних 3 лет казахстанские банки перестроились на внутренний рынок и успешно наращивают депозитную базу. В результате у большинства банков есть избыточная ликвидность. Сегодня, как отмечает глава АО «Kaspi Bank», у банков основной акцент – на доходное размещение привлеченных средств в кредиты. «Одним из важных показателей является соотношение кредитов на депозиты, – отмечает г-н Ломтадзе. – Например, у Kaspi Bank этот показатель составляет 100% в сравнении с 200% 3 года назад. Показатель 100% означает, что каждый тенге кредитов финансируется полностью внутренними ресурсами». Михаил Ломтадзе констатирует, что внешние рынки остаются слишком дорогими, и пока цена привлечения не будет привлекательной, сложно ждать роста спроса на внешние займы со стороны казахстанских банков.
На начало 2009 года в структуре обязательств банковского сектор 44,9% занимали обязательства перед нерезидентами. А на начало 2012 года этот показатель только 19,7%. Налицо тенденция к замещению внешних источников фондирования. Важное значение приобретает рост депозитов как альтернативный источник банковского финансирования. В прошлом году рост вкладов составил 14,2%, при этом рост вкладов физических лиц – 22,8%. В структуре обязательств банковского сектора доля вкладов физических лиц выросла с 14,1% на начало 2008 года до 24% на начало текущего года. Вклады юридических лиц – с 23,9% до 43,7%. При этом ГЭП-позиция на начало года показывает, что у банков обязательствами в основном покрыты краткосрочные активы, в то время как активы со сроком от 3 лет остаются покрытыми не полностью – это означает, что фондирование у казахстанских банков в большей мере краткосрочное.
Нацбанк в своем отчете о финансовой стабильности за 2011 год отмечает, что снижение зависимости банков от внешнего фондирования в результате замещения обязательств перед нерезидентами внутренними обязательствами способствует повышению устойчивости банковского сектора к внешним шокам в краткосрочном периоде. Но в то же время при увеличении потребности экономики в кредитных ресурсах банки могут столкнуться с дефицитом долгосрочного фондирования. Депозитная база не сможет удовлетворить растущую потребность банков в таком финансировании. При этом отсутствие долгосрочного фондирования в необходимых объемах может стать фактором, дестимулирующим кредитную активность банков и, как следствие, стать причиной дефицита кредитных ресурсов в экономике.
В Нацбанке отмечают, что замещение внешних обязательств внутренними привело к изменению структуры фондирования по срокам. Почти 75% вкладов клиентов являются краткосрочными, тогда как 78,3% внешних обязательств имеют срок погашения свыше 1 года. Соответственно изменения источника фондирования сказывается на срочности этого фондирования. Сложившаяся структура обязательств с преобладанием краткосрочных внутренних обязательств оптимальна при проведении банками консервативной кредитной политики. Но если говорить о грядущем вступлении экономики в фазу устойчивого роста, ощутимой станет проблема отсутствия долгосрочных источников фондирования. Как указывают в Нацбанке, альтернативой привлечению «длинных» денег на мировых финансовых рынках в такой ситуации может стать привлечение средств на внутреннем фондовом рынке через выпуск долговых ценных бумаг. Однако рост роли долговых ценных бумаг в фондировании банков будет в значительной мере зависеть от успешности развития отечественного фондового рынка.
Недавно глава Национального банка республики Григорий Марченко вновь говорил о том, что у банков сложилась существенная избыточная ликвидность на уровне $12-$13 млрд. Вопрос внешних выплат также уже стоит менее остро. При этом ссудный портфель банков увеличился за 2011 год на 1 406,8 млрд тенге, или на 15,5%, что можно считать только зачатками роста кредитования. Таким образом, в целом у банков проблема недостатка средств сейчас остро не стоит, скорее речь о том, как их эффективно разместить.