04.04.2012 • 14:59 1114

Операторы не могут играть по новым правилам

Даже самую хорошую идею можно довести до крайности. С одной стороны, забота государства о своих гражданах – дело благое, с другой - жесткими мерами регулирования можно вызвать необратимые негативные последствия.

Как заявили в Министерстве транспорта и коммуникаций РК, нашумевшие дополнения, внесенные в порядок взаиморасчетов абонента и оператора связи, призваны защитить абонента от незапланированных затрат. В частности, теперь оператор связи обязан уведомлять абонента о стоимости звонка, если он попадает в разряд «платных» (услуги интеллектуальной платформы: лотерея, голосование, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств). Аналогичные требования коснулись и операторов сотовой связи. Кроме того, в случае, если абонент отправляет SMS-сообщение, чтобы поучаствовать в лотерее, голосовании или телевикторине, оператор связи обязан посредством короткого сообщения проинформировать абонента о стоимости такого SMS. Плата за услугу должна взиматься только после того, как абонент подтвердит отправку данного сообщения (плата за подтверждение не взимается).

По словам Сакена Сарсенова, вице-министра транспорта и коммуникаций, данная мера была инициирована в связи с участившимися в прошлом году случаями телефонного мошенничества, когда абоненты звонили на номера интеллектуальной платформы, не подозревая при этом о платности соединения, и в результате получали многотысячные счета за телефон.

Эти дополнения вызвали на редкость единодушную реакцию как со стороны сотовых операторов, так и со стороны контент-провайдеров.

«Безусловно, борьба с мошенничеством необходима, но предпринимаемые меры должны быть адекватны имеющейся ситуации. Наиболее простым вариантом всегда является запрет той деятельности, в которой проявляется мошенничество, что в итоге и произошло с так называемыми интеллектуальными услугами. Вместе с тем, пострадали и весьма востребованные и полезные сервисы, попавшие под определение интеллектуальных услуг. Многие же используемые мошенниками схемы не пострадали», – пояснила «Капитал.kz» Аида Досаева, директор по корпоративным коммуникациям ТОО GSM Казахстан/Kcell. Она обращает внимание на тот факт, что приостановлено оказание не всех платных сервисов, а только тех, которые были отнесены к интеллектуальным услугам – голосования, викторины, телевикторины, справочно-информационные службы, службы знакомств. «Трудно прокомментировать, какие аргументы были положены в основу отнесения именно этих услуг к интеллектуальным», – недоумевает г-жа Досаева.

Отметим, что примеры подобного регулирования есть в мировой практике, и они весьма показательны: так, в Турции и Китае в 2008-2009 годах схожие меры привели к банкротству огромного числа компаний, сокращению налоговых отчислений от отрасли более чем в 10 раз и потере сотен тысяч рабочих мест.

В 2010 году с этой проблемой столкнулась и Россия. Проанализировав мировую практику и оценив возможные последствия жесткого регламентирования, Минсвязи РФ в итоге отказался ввести условия, аналогичные требованиям подпункта 32 пункта 25 Правил оказания услуг телефонной, сотовой связи и доступа к сети интернет.

«После вступления новых правил оказания услуг сотовой связи как у операторов сотовой связи, так и компаний (контент-провайдеров), оказывающих услуги на базе SMS, возникли серьезные сложности в работе, ввиду того, что операторы сотовой связи не располагают технической возможностью для реализации отдельных требований новых правил. Кроме того, при разработке новых правил не было учтено, что в момент вступления этих правил будет приостановлена деятельность компаний контент-провайдеров, а не просто дополнительных сервисов, оказываемых абонентам операторами сотовой связи», – говорит Ирина Лукьянченко, коммерческий директор ТОО «ITECO».

В ТОО GSM Казахстан/Kcell отмечают, что уведомление о стоимости звонков на платные интеллектуальные сервисы было реализовано еще в 2009 году, это требование не является новым в законодательстве. Уведомление о стоимости SMS и MMS было введено в новых правилах без учета мнения компании, неоднократно информировавшей рабочую группу о невозможности выполнения данного требования.

«Для реализации данного требования необходима модернизация оборудования, но даже после такой модернизации вследствие вынужденной отправки абонентом трех сообщений подряд для получения доступа к какой-либо информации неизбежно произойдет падение общего уровня пользования услугами из-за барьера, состоящего из обмена по 3 SMS от оператора к абоненту и обратно», – говорит Аида Досаева. В компании выражают серьезное сомнение в обоснованности вложения средств в модернизацию своего оборудования. Более простым вариантом представляется прекращение предоставления доступа к таким услугам, что фактически сейчас реализуется всеми операторами сотовой связи.

В ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline) считают, что данная мера окажет минимальное действие на предотвращение мошеннических действий, но, подчиняясь новым требованиям, доступ к указанным сервисам здесь закрыли. «В связи с тем, что новые правила оказания услуг сотовой связи предусматривают нереализуемую в существующих технических возможностях большинства мобильных операторов механику предоставления доступа к интеллектуальным услугам абонентам мобильной сотовой связи, а также с учетом того, что операторам сотовой связи не было предоставлено какого-либо разумного срока для приведения технических возможностей в соответствии с данной механикой, в целях соблюдения новых правил, оператор временно приостановил оказание услуг доступа к интеллектуальной платформе: лотерея, голосование, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств», – говорится в сообщении компании. Доступ к указанным сервисам будет предоставлен абонентам после проведения всех необходимых технических процедур.

В пресс-службе «Tele2 Казахстан» нам сообщили, что также считают, что реализация данных изменений должна осуществляться совместно регулятором и участниками рынка, с учетом реалистичных сроков их внедрения. Сейчас Tele2 приостановили оказание интеллектуальных услуг и работают над технической реализацией инициативы. «Мы также полагаем, что в данной ситуации необходимо регулирование деятельности не только и не столько операторов, которые обладают абонентской базой и биллингом, но и контент-провайдеров, собственно, предоставляющих услугу, с точки зрения ее цены и качества», – считают в «Tele2 Казахстан». Возможно, имеет смысл подготовить в отношении последних правила оказания услуг (по аналогии с правилами оказания услуг сотовой связи), установить SLA в части предоставления услуг, установить санкции за их нарушение. «Мы также полагаем, что повысить эффективность борьбы с телефонным мошенничеством в рамках уже реализованной инициативы можно было бы путем установления более длительных сроков для подготовки технического решения», – считают в компании.

В свою очередь контент-провайдеры, а это компании, которые предоставляют услуги на базе SMS и голосовых платформ по проведению маркетинговых акций, оказывают информационно-справочные услуги банкам, налоговым органам, работают с радиостанциями, телевизионными каналами, продают мобильный контент, заявляют, что разделяют обеспокоенность разработчиков правил проблемой мобильных мошенничеств. «Но операторы сотовой связи обязывают нас, то есть контент-провайдеров и партнеров, информировать абонентов о стоимости своих услуг посредством размещения информации на интернет-сайте, в рекламных буклетах, листовках, озвучиванием в эфире радио или ТВ. Также абонент может обратиться в информационную службу оператора за справкой о стоимости обращения к тому или иному короткому номеру. Эта информация абсолютно прозрачна. Абонент всегда может задать вопрос о стоимости услуги и получить бесплатный ответ», – говорит Ирина Лукьянченко.

Более того, совместно с операторами контент-провайдеры информируют абонентов о возможных угрозах, ведут «черные списки» недобросовестных партнеров, блокируют сомнительные сервисы, сотрудничают с правоохранительными органами и т.д. В отрасли введены строгие требования к поставщикам услуг: наличие четко прописанной оферты, возможность для абонентов легко отключить сервис, обязательная информация о его стоимости, а также бесплатном периоде пользования услугой.

По мнению контент-провайдеров, замораживание VAS-отрасли (Value Added Services – набор дополнительных услуг в сетях мобильной связи, к которым относятся все услуги сотовой связи, кроме передачи голоса) может привести к тому, что неминуемо пострадает интернет, так как эти рынки взаимосвязаны. Кроме Казнета, пострадают и другие смежные рынки: индустрия рекламы, которая использует SMS как средство коммуникации,  компании, работающие в сфере товаров массового спроса, разработчики приложений, многие другие предприятия и организации, тесно связанные с отраслью мобильных допуслуг. Все это, в конечном счете, негативным образом скажется на интересах большинства населения республики.

«Условия подпункта 32 пункта 25 делают абсолютно невозможной реализацию SMS-сервисов, предоставляемых контент-провайдерами в Казахстане – в том числе и таких социально значимых, как справочные услуги, оказываемые населению Налоговым комитетом и Генеральной прокуратурой республики, пенсионными фондами, справочные услуги, предоставляемые банками, информационные услуги для безработных, сервисы в рамках проекта «Электронное правительство», массовые SMS-голосования республиканского масштаба и др.», – говорится в проекте коллективного письма от имени контент-провайдеров на имя премьер-министра Республики Казахстан и министра транспорта и коммуникаций РК, которым располагает редакция «Капитал.kz». Неизбежным отрицательным последствием этого процесса, как отмечают авторы письма, станет резкий упадок в Республике Казахстан рынка интеллектуальных услуг, что приведет к уменьшению налоговых отчислений в госбюджет.

С такой оценкой согласны и в ТОО GSM Казахстан/Kcell. «Оператор не может положительно отреагировать на введенные ограничения, которые не только не приносят положительного результата, но и приводят к исчезновению сформировавшегося и полноценно развивающегося рынка услуг», – говорит Аида Досаева. Ведь этот рынок включает в себя не только развлекательные сервисы, но и информационные услуги, в том числе социальной направленности. В компании не разделяют мнения об ожидании оптимизма абонентов ввиду исчезновения в Казахстане целого рынка услуг, причем, как показывает практика, весьма востребованного, а во многих случаях необходимого для развития коммерческих и социальных институтов общества.

В качестве альтернативы этому требованию правил оператор предлагает используемый в мировой практике подход. В частности, в России абоненту предоставляется возможность в любое время отправить бесплатное SMS-сообщение с текстом, например «?», на любой интересующий его короткий номер и в ответ получить бесплатное SMS-сообщение с информацией о стоимости услуги. Такой подход не только является весьма удобным для абонентов, но и не повлияет на общий уровень пользования услугами. Более того, внедрение такой услуги здесь планировали самостоятельно, еще до введения в действие рассматриваемого требования правил. По словам г-жи Досаевой, в настоящее время они вплотную приступили к внедрению такой услуги. «Ведется работа с поставщиками оборудования, в течение одного-двух месяцев услуга будет реализована, а абоненты будут всеми доступными для оператора способами проинформированы об этом. Однако следует понимать, что эта мера в свете требования п. 32 правил не позволит оператору открыть доступ на закрытые номера», – отмечает она.

В ТОО «КаР-Тел» также отмечают, что компанией выработана и успешно функционирует много лет программа по предупреждению абонентов о мошеннических действий третьих лиц, которая называется «Мобильная грамотность». Здесь также готовы предложить и обсудить ряд мер по борьбе с мошенничеством регулятору.

Получается, что исходя из благих побуждений, заботясь о потребителях, невольно наносится сокрушительный удар по индустрии мобильных допуслуг, который неминуемо затронет и другие рынки. И потребители, в конечном счете, потеряют от этого несравнимо больше, чем от мобильных мошенничеств: индустрия сотовой связи фактически будет отброшена на несколько лет назад, многие популярные интернет-проекты будут заморожены, пострадают печатные СМИ, телеканалы, программисты и разработчики высокотехнологичных продуктов. В то время, когда в мире все больше сервисов становится доступно через мобильный телефон, для населения Казахстана такие возможности будут закрыты.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

04.04.2012 • 14:59 1114

Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus