Операторы не могут играть по новым правилам

04.04.2012 • 14:59 1295

Операторы не могут играть по новым правилам

Даже самую хорошую идею можно довести до крайности. С одной стороны, забота государства о своих гражданах – дело благое, с другой - жесткими мерами регулирования можно вызвать необратимые негативные последствия.

Как заявили в Министерстве транспорта и коммуникаций РК, нашумевшие дополнения, внесенные в порядок взаиморасчетов абонента и оператора связи, призваны защитить абонента от незапланированных затрат. В частности, теперь оператор связи обязан уведомлять абонента о стоимости звонка, если он попадает в разряд «платных» (услуги интеллектуальной платформы: лотерея, голосование, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств). Аналогичные требования коснулись и операторов сотовой связи. Кроме того, в случае, если абонент отправляет SMS-сообщение, чтобы поучаствовать в лотерее, голосовании или телевикторине, оператор связи обязан посредством короткого сообщения проинформировать абонента о стоимости такого SMS. Плата за услугу должна взиматься только после того, как абонент подтвердит отправку данного сообщения (плата за подтверждение не взимается).

По словам Сакена Сарсенова, вице-министра транспорта и коммуникаций, данная мера была инициирована в связи с участившимися в прошлом году случаями телефонного мошенничества, когда абоненты звонили на номера интеллектуальной платформы, не подозревая при этом о платности соединения, и в результате получали многотысячные счета за телефон.

Эти дополнения вызвали на редкость единодушную реакцию как со стороны сотовых операторов, так и со стороны контент-провайдеров.

«Безусловно, борьба с мошенничеством необходима, но предпринимаемые меры должны быть адекватны имеющейся ситуации. Наиболее простым вариантом всегда является запрет той деятельности, в которой проявляется мошенничество, что в итоге и произошло с так называемыми интеллектуальными услугами. Вместе с тем, пострадали и весьма востребованные и полезные сервисы, попавшие под определение интеллектуальных услуг. Многие же используемые мошенниками схемы не пострадали», – пояснила «Капитал.kz» Аида Досаева, директор по корпоративным коммуникациям ТОО GSM Казахстан/Kcell. Она обращает внимание на тот факт, что приостановлено оказание не всех платных сервисов, а только тех, которые были отнесены к интеллектуальным услугам – голосования, викторины, телевикторины, справочно-информационные службы, службы знакомств. «Трудно прокомментировать, какие аргументы были положены в основу отнесения именно этих услуг к интеллектуальным», – недоумевает г-жа Досаева.

Отметим, что примеры подобного регулирования есть в мировой практике, и они весьма показательны: так, в Турции и Китае в 2008-2009 годах схожие меры привели к банкротству огромного числа компаний, сокращению налоговых отчислений от отрасли более чем в 10 раз и потере сотен тысяч рабочих мест.

В 2010 году с этой проблемой столкнулась и Россия. Проанализировав мировую практику и оценив возможные последствия жесткого регламентирования, Минсвязи РФ в итоге отказался ввести условия, аналогичные требованиям подпункта 32 пункта 25 Правил оказания услуг телефонной, сотовой связи и доступа к сети интернет.

«После вступления новых правил оказания услуг сотовой связи как у операторов сотовой связи, так и компаний (контент-провайдеров), оказывающих услуги на базе SMS, возникли серьезные сложности в работе, ввиду того, что операторы сотовой связи не располагают технической возможностью для реализации отдельных требований новых правил. Кроме того, при разработке новых правил не было учтено, что в момент вступления этих правил будет приостановлена деятельность компаний контент-провайдеров, а не просто дополнительных сервисов, оказываемых абонентам операторами сотовой связи», – говорит Ирина Лукьянченко, коммерческий директор ТОО «ITECO».

В ТОО GSM Казахстан/Kcell отмечают, что уведомление о стоимости звонков на платные интеллектуальные сервисы было реализовано еще в 2009 году, это требование не является новым в законодательстве. Уведомление о стоимости SMS и MMS было введено в новых правилах без учета мнения компании, неоднократно информировавшей рабочую группу о невозможности выполнения данного требования.

«Для реализации данного требования необходима модернизация оборудования, но даже после такой модернизации вследствие вынужденной отправки абонентом трех сообщений подряд для получения доступа к какой-либо информации неизбежно произойдет падение общего уровня пользования услугами из-за барьера, состоящего из обмена по 3 SMS от оператора к абоненту и обратно», – говорит Аида Досаева. В компании выражают серьезное сомнение в обоснованности вложения средств в модернизацию своего оборудования. Более простым вариантом представляется прекращение предоставления доступа к таким услугам, что фактически сейчас реализуется всеми операторами сотовой связи.

В ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline) считают, что данная мера окажет минимальное действие на предотвращение мошеннических действий, но, подчиняясь новым требованиям, доступ к указанным сервисам здесь закрыли. «В связи с тем, что новые правила оказания услуг сотовой связи предусматривают нереализуемую в существующих технических возможностях большинства мобильных операторов механику предоставления доступа к интеллектуальным услугам абонентам мобильной сотовой связи, а также с учетом того, что операторам сотовой связи не было предоставлено какого-либо разумного срока для приведения технических возможностей в соответствии с данной механикой, в целях соблюдения новых правил, оператор временно приостановил оказание услуг доступа к интеллектуальной платформе: лотерея, голосование, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств», – говорится в сообщении компании. Доступ к указанным сервисам будет предоставлен абонентам после проведения всех необходимых технических процедур.

В пресс-службе «Tele2 Казахстан» нам сообщили, что также считают, что реализация данных изменений должна осуществляться совместно регулятором и участниками рынка, с учетом реалистичных сроков их внедрения. Сейчас Tele2 приостановили оказание интеллектуальных услуг и работают над технической реализацией инициативы. «Мы также полагаем, что в данной ситуации необходимо регулирование деятельности не только и не столько операторов, которые обладают абонентской базой и биллингом, но и контент-провайдеров, собственно, предоставляющих услугу, с точки зрения ее цены и качества», – считают в «Tele2 Казахстан». Возможно, имеет смысл подготовить в отношении последних правила оказания услуг (по аналогии с правилами оказания услуг сотовой связи), установить SLA в части предоставления услуг, установить санкции за их нарушение. «Мы также полагаем, что повысить эффективность борьбы с телефонным мошенничеством в рамках уже реализованной инициативы можно было бы путем установления более длительных сроков для подготовки технического решения», – считают в компании.

В свою очередь контент-провайдеры, а это компании, которые предоставляют услуги на базе SMS и голосовых платформ по проведению маркетинговых акций, оказывают информационно-справочные услуги банкам, налоговым органам, работают с радиостанциями, телевизионными каналами, продают мобильный контент, заявляют, что разделяют обеспокоенность разработчиков правил проблемой мобильных мошенничеств. «Но операторы сотовой связи обязывают нас, то есть контент-провайдеров и партнеров, информировать абонентов о стоимости своих услуг посредством размещения информации на интернет-сайте, в рекламных буклетах, листовках, озвучиванием в эфире радио или ТВ. Также абонент может обратиться в информационную службу оператора за справкой о стоимости обращения к тому или иному короткому номеру. Эта информация абсолютно прозрачна. Абонент всегда может задать вопрос о стоимости услуги и получить бесплатный ответ», – говорит Ирина Лукьянченко.

Более того, совместно с операторами контент-провайдеры информируют абонентов о возможных угрозах, ведут «черные списки» недобросовестных партнеров, блокируют сомнительные сервисы, сотрудничают с правоохранительными органами и т.д. В отрасли введены строгие требования к поставщикам услуг: наличие четко прописанной оферты, возможность для абонентов легко отключить сервис, обязательная информация о его стоимости, а также бесплатном периоде пользования услугой.

По мнению контент-провайдеров, замораживание VAS-отрасли (Value Added Services – набор дополнительных услуг в сетях мобильной связи, к которым относятся все услуги сотовой связи, кроме передачи голоса) может привести к тому, что неминуемо пострадает интернет, так как эти рынки взаимосвязаны. Кроме Казнета, пострадают и другие смежные рынки: индустрия рекламы, которая использует SMS как средство коммуникации,  компании, работающие в сфере товаров массового спроса, разработчики приложений, многие другие предприятия и организации, тесно связанные с отраслью мобильных допуслуг. Все это, в конечном счете, негативным образом скажется на интересах большинства населения республики.

«Условия подпункта 32 пункта 25 делают абсолютно невозможной реализацию SMS-сервисов, предоставляемых контент-провайдерами в Казахстане – в том числе и таких социально значимых, как справочные услуги, оказываемые населению Налоговым комитетом и Генеральной прокуратурой республики, пенсионными фондами, справочные услуги, предоставляемые банками, информационные услуги для безработных, сервисы в рамках проекта «Электронное правительство», массовые SMS-голосования республиканского масштаба и др.», – говорится в проекте коллективного письма от имени контент-провайдеров на имя премьер-министра Республики Казахстан и министра транспорта и коммуникаций РК, которым располагает редакция «Капитал.kz». Неизбежным отрицательным последствием этого процесса, как отмечают авторы письма, станет резкий упадок в Республике Казахстан рынка интеллектуальных услуг, что приведет к уменьшению налоговых отчислений в госбюджет.

С такой оценкой согласны и в ТОО GSM Казахстан/Kcell. «Оператор не может положительно отреагировать на введенные ограничения, которые не только не приносят положительного результата, но и приводят к исчезновению сформировавшегося и полноценно развивающегося рынка услуг», – говорит Аида Досаева. Ведь этот рынок включает в себя не только развлекательные сервисы, но и информационные услуги, в том числе социальной направленности. В компании не разделяют мнения об ожидании оптимизма абонентов ввиду исчезновения в Казахстане целого рынка услуг, причем, как показывает практика, весьма востребованного, а во многих случаях необходимого для развития коммерческих и социальных институтов общества.

В качестве альтернативы этому требованию правил оператор предлагает используемый в мировой практике подход. В частности, в России абоненту предоставляется возможность в любое время отправить бесплатное SMS-сообщение с текстом, например «?», на любой интересующий его короткий номер и в ответ получить бесплатное SMS-сообщение с информацией о стоимости услуги. Такой подход не только является весьма удобным для абонентов, но и не повлияет на общий уровень пользования услугами. Более того, внедрение такой услуги здесь планировали самостоятельно, еще до введения в действие рассматриваемого требования правил. По словам г-жи Досаевой, в настоящее время они вплотную приступили к внедрению такой услуги. «Ведется работа с поставщиками оборудования, в течение одного-двух месяцев услуга будет реализована, а абоненты будут всеми доступными для оператора способами проинформированы об этом. Однако следует понимать, что эта мера в свете требования п. 32 правил не позволит оператору открыть доступ на закрытые номера», – отмечает она.

В ТОО «КаР-Тел» также отмечают, что компанией выработана и успешно функционирует много лет программа по предупреждению абонентов о мошеннических действий третьих лиц, которая называется «Мобильная грамотность». Здесь также готовы предложить и обсудить ряд мер по борьбе с мошенничеством регулятору.

Получается, что исходя из благих побуждений, заботясь о потребителях, невольно наносится сокрушительный удар по индустрии мобильных допуслуг, который неминуемо затронет и другие рынки. И потребители, в конечном счете, потеряют от этого несравнимо больше, чем от мобильных мошенничеств: индустрия сотовой связи фактически будет отброшена на несколько лет назад, многие популярные интернет-проекты будут заморожены, пострадают печатные СМИ, телеканалы, программисты и разработчики высокотехнологичных продуктов. В то время, когда в мире все больше сервисов становится доступно через мобильный телефон, для населения Казахстана такие возможности будут закрыты.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

04.04.2012 • 14:59 1295

Поделиться
Операторы не могут играть по новым правилам
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus