03.04.2012 • 17:47 981

Воин из табакерки

А вы верите во всемирный заговор фармацевтов?

В современном мире жить крайне удобно, ведь мировое сообщество никогда не оставит тебя наедине с тяжкими муками принятия решения и выбора. Оно всегда подскажет, как приемлемо поступить в той или иной ситуации, а где лучше воздержаться от поступка. К таким «глобальным советчикам», безусловно, относится Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Одним из основных направлений в деятельности ВОЗ является борьба с потреблением табака. В рамках данной работы организация создала «Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака», согласно которой акциз на сигареты должен составлять $70 за 1000 штук. Для сравнения: сейчас в Казахстане действующая ставка акцизов составляет $8,5 за 1000 сигарет, при ежегодном росте в 25%.

По убеждению специалистов ВОЗ высокие акцизы на табачные изделия служат одной из мер по снижению потребления табака во всем мире, наряду с информированием населения о вреде курения и введением запрета на рекламу. Между тем, согласно официальной статистике, за 20 лет проведения всех аспектов данной политики в развивающихся странах потребление табака снизилось только на 3%. То есть за двадцать лет следования предписаниям ВОЗ акцизы в Великобритании выросли более чем на 500%, а потребление сократилось на 3%. Невольно встает вопрос об эффективности таких мер. 

  На фоне этих данных некоторые эксперты ставят под сомнение чистоту благих намерений ВОЗ. Так, Олжас Бибанов, pr-менеджер табачной компании JTI, уточняет, что «ВОЗ неоднократно была обвинена в преследовании интересов крупных фармацевтических компаний. Это относится и к борьбе с потреблением табака». Как известно, в создании вышеупомянутой рамочной конвенции непосредственное участие принимали фармацевтические компании, которые имеют в своем арсенале антитабачную продукцию. «Лоббирование со стороны ВОЗ интересов этих компаний налицо», – считает г-н Бибанов.   Голос протеста специалиста из компании JTI против глобального лобби подстегивается возможностью пересмотра акцизной политики в Казахстане в связи с вступлением в силу Таможенного союза (ТС). Беларусь, Россия и Казахстан как раз в настоящее время находятся на стадии согласования акцизной политики трех стран.   В свою очередь Россия подгоняет свои акцизы под стандарты ВОЗ и для того, чтобы обезопасить собственный рынок от контрабанды, старается навязать подобное форсирование событий Казахстану.   «Как показывает мировой опыт, резкое повышение акцизов в одной стране без учета реалий близлежащих государств приводит к резкому скачку роста контрабанды в ней. Этого и опасается наш северный сосед, – поясняет ситуацию г-н Бибанов. – Если Казахстан будет придерживаться заданной политики по постепенному повышению акцизов на 25% ежегодно, то ближайшие годы они будут значительно ниже, чем в России. Соответственно будут ниже и цены на табачную продукцию. Эта разница в стоимости подстегнет незаконный оборот сигарет между нашими странами».    В то же время если казахстанская сторона все же согласится на условия России, то это грозит повышением уровня нелегальной продукции уже на нашем рынке. Все по тем же причинам разницы конечной стоимости продукции, так как близлежащие страны с РК, не связанные обязательствами в рамках ТС, пока не намерены повышать акцизы до $70 за 1000 штук.   С одной стороны, поднимая проблематику резкого повышения акцизов в нашей республике, г-н Бибанов, как патриот и человек с активной гражданской позицией, отмечает, что контрабандная продукция зачастую является низкокачественной. «Казахстан рискует быть заполонен некачественной и никак не контролируемой продукцией», – поясняет он.    С другой же стороны, уже как pr-менеджер JTI Олжас Бибанов защищает имиджевые интересы компании, в которой работает. Ведь в случае если рынок будет наводнен некачественными подделками под маркой JTI, то это в первую очередь ударит по ее репутации. Более того, государство может потребовать снять с производства данный вид продукции для противодействия ее незаконным поставкам.   На сегодня на территории Казахстана действует три крупных табачных компании: Philip Morris с долей на рынке в 46%, British American Tabacсo – 9% и JTI – 41% рынка. Несмотря на присутствие других игроков на рынке, pr-менеджер JTI пока одинок в своей борьбе против лоббирования чужих интересов в ущерб казахстанским. Это как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что понятие «coopetition», которое означает и сотрудничество(«cooperative»), и конкуренцию («competition») одновременно, неприемлемо в реалиях Казахстана. Тогда как в западных странах уже пришло понимание, что и с конкурентами возможно сотрудничество. Есть ситуации, где общие интересы просто требуют этого сотрудничества. К примеру, нам нужно вместе лоббировать какой-то закон или вмешаться в регулирование налогообложения, как это происходит на табачном рынке РК.   Г-н Бибанов не пользуется западным опытом в отношении сотрудничества с конкурентами. Но это не мешает ему оперировать историей становления акцизной политики в странах Европейского союза (ЕС) в защиту собственной позиции.    «Мы как табачная компания ратуем за повышение акцизов, но считаем, что все в этом отношении должно быть взвешено и продумано. Практика постепенного повышения акцизов оправдала себя в таких развитых странах как Франция и Великобритания. Тогда как резкое повышение акцизов в таких государствах как Литва и Болгария привело ко всем последствиям, о которых говорилось ранее», – считает г-н Бибанов.    По сути, представитель JTI предлагает не наступать на грабли ЕС, а попытаться выстроить свою акцизную политику внутри Казахстана с учетом всех геополитических тонкостей. Нам не стоит плясать под чужую дудку. Необходимо отстаивать собственные политические и экономические интересы.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

03.04.2012 • 17:47 981

Loading...