USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.68$
+0.140
BTC
67020.90$
+676.300

На испытательный срок

Казахстан не смог доказать свое соответствие критериям ИПДО и пока не получил статус страны-последователя. Такое решение приня...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Казахстан не смог доказать свое соответствие критериям ИПДО и пока не получил статус страны-последователя. Такое решение принято Международным правлением ИПДО, сообщил «Капитал.kz» Юрий Криводанов, директор ОО «Благо». Нам дано 18 месяцев испытательного срока на исправление недостатков.

Участие в ИПДО способствует формированию более прозрачного, подотчетного и ответственного управления в экономике в целом, а следовательно – реализации стратегических целей, которые стоят перед республикой.

Напомним, что Казахстан стал участником ИПДО в 2005 году. Для реализации инициативы был создан Национальный совет заинтересованных сторон, членами которого стали представители правительства, ряда добывающих компаний и гражданского общества. В декабре 2010 года по итогам валидации (регулярной независимой оценки, проводимой с целью подтверждения соответствия стандартам) Международное правление ИПДО дало положительную оценку достижениям Казахстана, вместе с тем одновременно указав Национальному совету заинтересованных сторон на ряд пробелов, которые необходимо устранить. Международное правление направило членам Национального совета заинтересованных сторон в Казахстане свои рекомендации, призванные помочь в планировании соответствующих мероприятий. Члены Национального совета подготовили полный ответ на все вопросы Международного правления и постарались учесть все замечания и рекомендации.

«Конкретные причины этого решения Международного правления ИПДО пока неизвестны, – ждем официального письма, в котором они должны быть изложены вместе с рекомендациями по их устранению», – говорит г-н Криводанов. Но, в целом, по его мнению, причина в том, что правительство рассчитывало, что ИПДО окажется такой же необременительной формальностью, как подавляющее большинство международных механизмов, – ООН, ОБСЕ и т.д. «Необременительной в том смысле, что можно сильно не напрягаться и ничего принципиально не менять. На самом же деле серьезных намерений сделать прозрачной деятельность добывающих отраслей в Казахстане не было. Поэтому данное решение больше отражает не уровень непрозрачности в Казахстане, а принципиальность Международного правления ИПДО – они показали, что для них необходимы реальные и системные качества, характеризующие уровень прозрачности, а не ее видимость», – говорит эксперт.

Г-н Криводанов выделяет несколько проблем, на которые, возможно, укажет Международное правление. Так, в 5-ти национальных отчетах все данные приводились в агрегированном виде, что исключало возможность выявления истинных причин обнаруженных расхождений между данными правительства и добывающих компаний, при этом в 2-х из них (за 2007 и 2008 годы) выявленные расхождения вообще не были отражены.

Кроме этого, данные компаний не подтверждались заключением аудитора. Правительство заверяет, что большинство компаний проходят аудит, а остальные такие маленькие, что аудит им не по силам... На самом деле есть требование законодательства (пункт 5 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности») – все добывающие компании должны проходить аудит. Даже самая маленькая из таких компаний имеет годовой оборот в сотни миллионов тенге, поэтому расходы на аудит им вполне по силам.

Согласно требованиям ИПДО, аудитором должны быть заверены не только финансовая отчетность компании в целом, но и именно сведения, предоставляемые в отчетности по ИПДО. «У нас отсутствие аудирования отчетов некоторых компаний объясняют тем, что, якобы, нацотчет составляется в августе, а требования к проведению аудита содержат крайний срок – конец августа. На самом деле, все отчеты составляются в период, примерно, с июля по ноябрь, то есть это – не аргумент, а еще одна уловка», – говорит эксперт. Данные правительства не подтверждены аудиторским отчетом. К этой теме за 5 лет всерьез так и не подступались – одни отговорки про то, что в целом бюджетные поступления проверяются счетным комитетом, а значит, и данные в отчеты по ИПДО можно считать аудированными...

Помимо этих недостатков есть еще много других, хотя со времени присоединения Казахстана к ИПДО всеми сторонами была проделана колоссальная работа, и очень важно, чтобы процесс этот не остановился.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.