Было нескучно

08.02.2012 • 08:28 1206

Было нескучно

По итогам 2011 года Tele2 в Казахстане удалось привлечь более миллиона новых абонентов

2011 год стал переломным для казахстанского рынка сотовой связи – уровень конкуренции наконец-то вырос до стимулирующего. Операторы стали значительно снижать тарифы, а абоненты более активно пользоваться услугами мобильной связи. Хотя до сих пор, по статистике ComNews Research, среди стран СНГ по количеству выговариваемых абонентами минут в месяц (MoU) Казахстан занимает почетное предпоследнее место – то есть меньше нас разговаривают только в Азербайджане.

Согласно данным Агентства РК по статистике, озвученным в январе текущего года, проникновение сотовой связи в Казахстане по итогам 2011 года составляет 142%. «Если в 2000 году в РК на 100 человек 1 человек являлся абонентом сотовой связи, то в 2011 году уже более 142 человек на 100 лиц. То есть более половины населения в РК получают услуги сотовой связи не менее чем у 2 операторов одновременно», – отмечает Алихан Смаилов, председатель Агентства РК по статистике. Несмотря на относительно высокий уровень проникновения, по словам Андрея Смелкова, председателя правления «Tele2 Казахстан», этот показатель в нашей стране еще может расти в пределах 160-170%. В компании в целом оптимистично оценивают итоги ушедшего года и строят большие планы на будущее.

Так, по итогам 2011 года общая абонентская база «Tele2 Казахстан» составила 1,371 млн человек, оператору удалось привлечь более миллиона новых абонентов. Совокупная выручка составила $53 млн. При этом г-н Смелков подчеркивает, что рост абонентской базы коррелирует с выручкой, «значит, это не просто сим-карты, а абоненты, приносящие оператору деньги». В компании понимают, что зачастую сим-карта Tele2 у абонента является второй, и, соответственно ARPU также делится с другим оператором. Но, по словам главы «Tele2 Казахстан», здесь стремятся к тому, чтобы абонента полностью устраивали качество связи, тариф и обслуживание, тогда эта сим-карта может стать для него основной.

«Мы слышали много разговоров о том, что когда Tele2 придет, рынок уменьшится в размерах, операторы начнут зарабатывать меньше денег и не смогут окупать свои инвестиции, которые необходимы, чтобы покрывать сотовой связью весь Казахстан. Этого не произошло. Мы уже на деле доказали обратное – все три оператора выросли по выручке. Из-за снижения цен на услуги объем потребления растет, все операторы от этого выиграют, то есть выиграет потребитель», – отмечает г-н Смелков. По его словам, этот тренд продолжится и в 2012 году.

Тот путь, который сотовые операторы в Казахстане прошли за 10 лет, Tele2 планирует пройти за 2 года. Невозможно пройти его без сложностей, и в компании об этом не раз говорили, отмечая, что знают свои проблемы с качеством связи, с зоной покрытия и с необходимостью оптимизации сетей. При этом из 100 тыс. обращений в call-центр оператора всего лишь 1,3% – с претензиями по качеству связи.

Говоря об общем объеме капитальных затрат (CAPEX), Андрей Смелков отметил, что они составили $139 млн, меньше озвученных ранее $200 млн. Это связано с проблемами с подрядчиками, а также с тем, что некоторые акты выполненных работ закрыты уже этим годом.

Напомним, что с марта по декабрь прошлого года бренд Тele2 появился в 12 регионах Казахстана. Запуск в оставшихся 4 регионах запланирован на первую половину текущего года. Территория покрытия сети превысила 70% населения, увеличившись более чем в 2 раза, при этом число базовых станций выросло в 2,3 раза. Темпы строительства к концу прошлого года составили более 100 базовых станций в месяц.

В общем по размеру абонентской базы в группе Tele2 Казахстан занимает 4 место, принося 1% выручки.

В планах компании на текущий год – удержание лидерства в стоимости услуг (20-35%), запуск новых дополнительных услуг и расширение географии роуминга. Также стоит ожидать и выхода компании в сектор B2B. Оператор планирует увеличить покрытие до 80% населения, а число базовых станций в 1,5 раза к сегодняшнему уровню.

Кроме того, в компании отмечают, что будут продолжать работать над лояльностью абонентской базы, которая к концу текущего года, ориентировочно, должна составить 2,3-2,5 млн пользователей. В долгосрочной перспективе Tele2 планирует получить треть доли отечественного рынка сотовой связи по количеству абонентов. И, подводя итоги года ушедшего, здесь еще раз подчеркнули, что считают эту цифру справедливой и вполне достижимой.

Планируемый объем CAPEX в 2012 году составит $87-94 млн. В течение второго полугодия 2013 года компания планирует выйти на рентабельность по EBITDA. Пока же этот показатель отрицательный и составляет $62 млн.

Внимание также будет уделяться расширению сети продаж, в том числе строительству собственных монобрендов – их число будет увеличено в 2,6 раза.

Говоря в целом о трендах рынка, Андрей Смелков отметил, что продолжат свое развитие 3G-сети и сервисы, которые на них строятся, будет происходить дальнейшее снижение цен на услуги связи, а потребление услуг будет расти при росте выручки операторов. При этом сотовые операторы столкнутся с вызовом – пока data (передача данных) забирает больше емкости канала, чем приносит доходов. Доля голоса в выручке оператора будет снижаться. Если раньше это было около 90% в общей структуре доходов, то в скором времени она может понизиться до 70-80%, data же может составить до 20%. Он отметил, что на растущей абонентской базе рост выручки по data значительно выше скорости роста выручки от голоса. В Казахстане в сравнении с группой Tele2, по словам г-на Смелкова, «достаточно неплохой процент доли data в общей выручке, в этом мы приближаемся к лидерам».

Еще одним трендом станет борьба за каналы продаж. А больше всего на рынке будут говорить о трех вещах – mobile number portability, LTE и интерконнекте.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

08.02.2012 • 08:28 1206

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Было нескучно
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus