01.02.2012 • 18:14 1355

Без отрыва от работы

Дистанционное образование дает возможность повысить уровень своих знаний

В процесс обучения необходимо внедрять современные методики и технологии. Так, например, сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и интеллектуальные школы. Вместе с тем развивается сеть передовых учреждений профессионально-технического образования. «Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения», – отметил в своем последнем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев.

По словам президента, государство не должно одновременно предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество. «Закончив медицинский институт, выпускник еще не становится врачом. Ему придется доказать, что он является специалистом. Таков порядок во всем мире. Поручаю правительству в текущем году создать в пилотном режиме ряд независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций в 1-2 сферах», – подчеркнул он.

  В Казахстане с каждым годом важно повышать качество педагогического состава. Президент предложил усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. К примеру, в каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов. По мнению Нурсултана Назарбаева, нужно создать независимую систему подтверждения квалификации.   В казахстанских вузах осуществляется налаженная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС). Программы профессионального развития для ППС в Казахском экономическом университете им. Турара Рыскулова реализуются на базе Международной бизнес-школы (МБШ), которая специализируется на послевузовских образовательных программах.   Повышение квалификации осуществляется на основе ежегодно утверждаемого плана. Финансируются эти программы за счет средств университета. «Офис программ профессионального развития (PDP) МБШ, созданный на базе бывшего ИПК Университета и имеющий многолетний опыт разработки и реализации краткосрочных методических семинаров и тренингов для ППС и сотрудников вузов, успешно реализует свои программы не только внутри университета, но и организует семинары и тренинги по заказам региональных вузов», – объясняет Эльмира Идрисова, заместитель директора Международной бизнес-школы КазЭУ им. Турара Рыскулова.   Это связано с тем, что университет имеет статус головного вуза по подготовке экономических кадров по направлениям «Финансы», «Учет и аудит», «Экономика» и «Менеджмент». Несмотря на то, что Законом РК «Об образовании» определено достаточным прохождение преподавателями курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет, в целом повышение квалификации ППС – это процесс постоянный.   К примеру, в университете два раза в год осуществляется набор на среднесрочную программу «Школа педагогического мастерства», ежегодно проводится республиканская учебно-методическая конференция, в рамках которой обязательно проводятся методические семинары, в течение года постоянно организуются тренинги и семинары по запросам кафедр и подразделений. Кроме этого, в каникулярный период обязательно проводится техучеба преподавателей и сотрудников для развития конкретных навыков.   «Одним из направлений повышения педагогического мастерства является организация стажировок в зарубежных вузах, в соответствии с утвержденными планами повышения квалификации. В целом мы хорошо понимаем, что построение эффективной системы повышения квалификации ППС – это важная задача для любого учебного заведения, так как профессионализм педагогических кадров есть залог успешности и конкурентоспособности вуза», – отметила г-жа Идрисова.   Несомненно, программы повышения квалификации направлены на развитие профессиональных компетенций и личностный рост преподавателей: совершенствование педагогического мастерства, методики и техник преподавания, развитие инновационных компетенций преподавателей. В Международной академии бизнеса дважды в год, в период зимних и летних студенческих каникул проводится повышение квалификации преподавателей вузов. Это традиционные «Зимняя школа МАБ» и международная летняя сессия для преподавателей бизнес и экономических дисциплин «ВЕТА» (Business Education Teachers Academy). И если «Зимняя школа МАБ» предназначена только для преподавателей МАБ, то двери «ВЕТА» открыты для преподавателей вузов Казахстана и Центральной Азии.   «Мы приглашаем известных экспертов, аналитиков и консультантов, которые проводят авторские семинары, мастер-классы и тренинги, позволяющие актуализировать знания и осмыслить происходящие перемены в глобальной экономике и бизнес-процессах, найти новые пути интеграции теории и практики, – говорит Айгуль Курмангалиева, директор Института развития образования Международной академии бизнеса. – Так, например, в июне 2012 года на «ВЕТА» приедет г-н С.К. Мордовин, ректор ИМИСП, который проведет семинар «Методика и практика разработки оригинальных авторских курсов».    Сегодня повышение качества школьного преподавания является актуальной темой. «Вот уже третий год во время осенних и весенних каникул МАБ совершенно бесплатно приглашает в Алматы учителей общеобразовательных школ Айыртауского района Северо-Казахстанской области на повышение квалификации в рамках программы «Поддержка сельских школ вузами страны»», – рассказывает г-жа Курмангалиева. Данная программа была инициирована МАБ, и уже 140 сельских учителей прошли по ней обучение в МАБ.   И учеба, и работа!   В послании президент акцентировал внимание на том, что сегодня необходимо расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодежи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий.   Важный вопрос – обеспечение возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы. «Множество людей сегодня мигрируют из села в город. Им тяжело устроиться на работу. Каждый молодой человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование. Министерству образования и науки необходимо проработать этот вопрос», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.   В условиях развития глобального информационного общества доступ к современным ресурсам и технологиям означает доступ к информации и знаниям. Одним из критериев повышения качества образования в КазЭУ им. Турара Рыскулова является организация обучения студентов посредством передовых образовательных методик и технологий, обеспечение обучающихся высоким профессиональным статусом и повышение уровня конкурентоспособности знаний студентов на международном образовательном рынке.    «Образование и знания составляют основу устремлений казахстанского общества, следовательно, задача высшей школы – в подготовке новых кадров для инновационной экономики будущего. Система высшего и послевузовского образования в Казахстане одним из приоритетных направлений развития и совершенствования организации обучения в вузах определяет инновационные технологии», – считает Гулиза Булекбаева, директор центра дистанционного обучения КазЭУ им. Турара Рыскулова   В соответствии со стратегией развития КазЭУ на 2011-2020 годы одним из значимых направлений подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, является дистанционное обучение.    Напомним, что дистанционное обучение – это образовательная технология, обеспечивающая высокое качество образования, при которой обучающиеся без отрыва от производства имеют возможность непрерывно поддерживать связь с университетом и получать полный комплекс учебно-методических материалов с помощью современных информационных технологий. «И на сегодняшний день, в свете последнего послания народу Казахстана президента Нурсултана Назарбаева, мы считаем, что обучение с применением дистанционных образовательных технологий дает возможность всем желающим повысить уровень своих профессиональных знаний без отрыва от основного места работы», – считает г-жа Булекбаева.   С таким мнением соглашается и г-жа Курмангалиева, отмечая, что сегодня обороты набирает дистанционное обучение. «Обучение в вечернее время и модульная форма, когда студенты с определенной периодичностью (например, одна-две недели каждые 3-4 месяца) находятся в вузе и учатся непосредственно контактируя с преподавателем, а в остальное время занимаются самостоятельно», – рассказывает она. И если успешность обучения по дистанционной форме практически на 100% зависит от самого студента, то при вечерней и модульной форме нужно еще и понимание со стороны работодателя. 

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.02.2012 • 18:14 1355

Loading...