Почему некоторые компании обходятся без помощи рекрутеров?
Казахстанские работодатели доверяют рекрутинговым агентствам при подборе персонала, однако в силу дороговизны такой услуги далеко не все компании позволяют себе обратиться за помощью к профессионалам. «Процедура по подбору персонала значительно экономит время у работодателя. С позапрошлого года многие компании ввели ограничение, признав, что через рекрутеров они ищут только самые сложные вакансии», – подтверждает Дина Абылхожина, директор по развитию бизнеса агентства Optimum Consulting Services.
Как правило, основными заказчиками услуг по подбору персонала являются нефтяные или технические компании, банки, представительства иностранных компаний. Главной тенденцией в связи с изменениями в таможенном законодательстве стал выход российских компаний в качестве start-up-проектов на отечественный рынок. По мнению эксперта, у начинающих компаний нет понимания того, как оценивается рынок персонала в нашей стране. В этой связи рекрутинговые агентства готовы протянуть руку помощи за отдельную плату.
В это время в России…
Согласно исследованию портала hh.ru, прямые работодатели размещают вакансии активнее, чем кадровые агентства. С 2008 по 2011 годы анализу подверглись почти 1,5 млн вакансий, опрошено более 10 000 соискателей. По итогам IV квартала 2011 года количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 65% выше, чем в I квартале 2008 года. В то же время вакансий, размещенных кадровыми агентствами, на 16% меньше по сравнению с аналогичным периодом, передают «Ведомости».
Исследователи утверждают, что последние три года на российском рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами. На их долю в IV квартале 2011 года пришлось 10%, тогда как в I квартале 2008 года – 18%. С точки зрения привлечения российских кадровых агентств, наблюдается снижение активности работодателей. Главная причина отказа от услуг агентств – наличие огромного количества информации о кандидатах в интернете.
«Связано это с тем, что многие российские компании в условиях разворачивающегося кризиса в Европе и США предпочли занять осторожно выжидательную позицию, – отмечает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра «Юнити». – Наши клиенты рассказывают о том, что собственники компаний откладывают начало крупных новых проектов на полгода и более. Кадровые агентства здесь ни при чем, компании просто экономят бюджет и предпочитают подбирать персонал сами».
На данном ресурсе часто публикуются вакансии, которые действительно целесообразно закрывать путем размещения объявления и откликов потенциальных соискателей. «Хотя зачастую это влечет потери во времени из-за достаточно большого объема информации и, как правило, «недисциплинированности» соискателей, откликающихся на все вакансии интересующей их компании подряд», – замечает Гульмира Шакуова, ведущий консультант рекрутинговой компании Antal Kazakhstan.
На что жалуемся?
По подбору персонала в нашей стране почти всегда достигаются поставленные цели и выполняются пожелания работодателей. Сейчас профессиональные кандидаты слишком избалованы, потому что специалистов на рынке мало, а хороших предложений достаточно, рассказывает г-жа Абылхожина. «Например, мы устраиваем человека на работу в крупную компанию. Но тут его переманивают в другую конкурирующую организацию, предложив выше зарплату. Этим фактом первая компания-заказчик недовольна. Мы несем гарантии только на 3-6 месяцев. Если работник ушел по истечению данного срока, компания вынуждена платить деньги заново, что заказчика весьма раздражает», – замечает специалист.
Средний срок закрытия вакансий в рекрутинговой компании Antal Kazakhstan колеблется от 2 до 6 недель. «Эти сроки зависят от многих факторов: от срочности заявляемой позиции, расторопности высшего или линейного менеджмента заказчика в принятии решений и, конечно же, от экспертизы консультанта», – рассказывает Гульмира Шакуова. В их практике есть случаи закрытия вакансии с момента обращения клиента в течение недели, то есть буквально за 3-5 дней.
В свою очередь некоторые рекрутинговые компании в Казахстане продолжают работать недобросовестно. Работодатели жалуются на непрофессионализм, когда кандидат, не пройдя даже интервью, уже предлагается на определенную должность. В таком случае компании обходятся своими силами. Они находят кандидатов через специальные интернет-порталы или «по блату», связываясь с претендентами «без посредников».
«Наша задача – найти определенного человека в своих резервных базах, при помощи базы «золотых кандидатов» или прямым поиском. Обязательным условием является проведение собеседования. По итогам проделанной работы мы высылаем в компанию, являющуюся заказчиком, подробное резюме с кандидатом и полной характеристикой и рекомендацией, результатами тестов», – делится Дина Абылхожина.
За последние 1,5-2 года на казахстанском рынке труда работодатели обращаются к рекрутерам в нескольких случаях. Либо с достаточно конфиденциальными или срочными позициями, либо потеряв надежду найти нужных специалистов самим, испробовав, в том числе, и прямое обращение к потенциальной аудитории посредством «работных» сайтов, запустив сеть рекомендаций внутри компании, а также поиск через партнеров бизнеса и просто знакомых. «Казахстанский рынок труда и отрасль рекрутмента активно развиваются, все больше компаний готовы отдать задачу поиска персонала на аутсорсинг. Однако «нашему брату» все еще приходится доказывать работодателям, что наши услуги профессиональны и должны быть оплачены согласно уровню и профессионализму компании», – считает г-жа Шакуова.