USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.33$
+0.070
BTC
63968.80$
-137.200

Говорить стали больше, а платить меньше

Рынок связи в странах СНГ Среди 12 стран СНГ объем рынка телекоммуникационных услуг России, Украины и Казахстана не показыва...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Рынок связи в странах СНГ

Среди 12 стран СНГ объем рынка телекоммуникационных услуг России, Украины и Казахстана не показывает роста с 2008 по 2011 годы. Такие данные привела Марина Коробкова, аналитик ComNews Research, в ходе медиасеминара «Технологии и коммуникации в СМИ» для стран СНГ и Грузии, организованного ЗАО «АрменТел», (группа компаний «ВымпелКом»). Семинар прошел в Ереване.

По словам эксперта, оценочные данные на 2011 год демонстрируют насыщенность рынков указанных стран и потенциал роста для остальных членов СНГ. Так, в 2008 году объем рынка телекоммуникационных услуг Казахстана составил $12,73 млрд, а в 2011 году – $10,3 млрд. При этом рынки Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана показывают достаточно серьезный ежегодный рост на уровне около 11%. В список рассматриваемых телекоммуникационных услуг авторы обзора включили сотовую связь, фиксированную телефонию, широкополосный доступ в интернет, платное телевидение,  услуги для сектора B2B, аренду каналов, интеллектуальные услуги связи, «облачные» технологии. «При этом три кита, на которых держится бизнес игроков телекоммуникационного рынка наших стран, это, конечно же, сотовая связь, фиксированная телефония, широкополосный доступ в интернет для физических лиц», – поясняет Марина Коробкова.

По представленным данным, объем доходов от услуг мобильной связи в 2011 году в общем объеме доходов телекоммуникационных компаний составил 65%, доходы от услуг проводной телефонии – 24%, доход от широкополосного доступа в интернет – 11%. По мнению экспертов, судя по изменению этих показателей с 2008 года, когда они составляли 62%, 32% и 6% соответственно, на фоне общего роста объемов телекоммуникационного рынка в денежном выражении, сегмент фиксированной телефонии показывает практически полную остановку развития.

Общий прирост абонентской базы мобильной связи с 2008 по 2010 годы в странах СНГ составил в среднем 35,7%. Так, если в Казахстане в 2008 году насчитывалось 14,91 млн абонентов, то в 2010 году этот показатель составил 19,77 млн абонентов, продемонстрировав рост 32,5%. По итогам текущего года аналитики ComNews Research прогнозируют рост числа абонентов в странах СНГ на 3,2%. «Существует мнение, что проникновение услуг сотовой связи зависит от количества населения, проживающего на этой территории. Но по нашим данным, прямой зависимости нет. Большее значение все-таки имеют количество инвестиций, вкладываемых в отрасль, и плотность населения», – отмечает Марина Коробкова. Так, в Узбекистане при населении свыше 27 млн уровень проникновения сотовой связи не превышает 84%. В Казахстане этот показатель составляет 127,29%.

Таким образом, 7 стран из 12 преодолели рубеж в 100% проникновения мобильной связи среди населения. Молдова и Грузия находятся на пороге значения в 100%. «С одной стороны, хорошо, что подавляющая часть населения пользуется услугами сотовой связи, с другой – операторы упираются в проблему завершения экстенсивного роста, невозможности больше зарабатывать, набирая для себя абонентскую базу. Встает вопрос, как качественно улучшать базу, как ее монетизировать, как с нее заработать больше, потому что нарастить ее уже не получится. Можно забрать у конкурентов, но это будет небольшой процент», – комментирует эксперт ComNews Research.

Оценивая концентрацию рынка, аналитик ссылается на индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который показывает уровень концентрации рынка, учитывая долевые показатели всех игроков, и может находиться в промежутке от 0 до 1. «То есть, чем ближе этот показатель к нулю, тем менее концентрированный и более конкурентный рынок. Чем ближе показатель к единице, тем меньше конкуренции. Мы видим, что Россия и Таджикистан наименее концентрированы, а в Армении, Молдове и Туркменистане наибольший уровень HHI», – отмечает Марина Коробкова. В Казахстане этот показатель в 2011 году сложился на уровне 0,43.

По данным обзора, долевое распределение потребителей услуг и доходов от услуг сотовой связи становится более равнозначным на всех рынках. «Мы наблюдаем тенденцию выхода из олигопольной модели рынка, устранение географических неравенств покрытия. Это приводит к активизации ценовой конкуренции, расширению линейки тарифных планов, активному использованию скрытых платежей и развитию линейки дополнительных сервисов», – считает г-жа Коробкова.

Эксперты отмечают, что мировой финансовый кризис внес коррективы в размеренное развитие рынка сотовой связи во всех странах СНГ. Наиболее успешно период 2008-2010 годов пережили рынки Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, за счет изначально низкого уровня развития сервисов до 2008 года. «Насыщенные и развитые рынки не показывают значительного роста. В долларовом выражении ожидается снижение», – прогнозирует аналитик ComNews Research. Так, прогнозируемый прирост объема рынка мобильной связи в 2010-2011 годах в Казахстане составит 12,42%.

При этом эксперты отмечают тенденцию снижения средней выручки на одного абонента как в долларовом эквиваленте, так и в национальных валютах. «К сожалению, выручка на одного абонента падает, и падает достаточно значительно, в среднем на 14,5% в год, что ставит операторов в весьма жесткие условия. Связано это с тем, что растет абонентская база, увеличивается число безлимитных тарифных планов», – поясняют авторы обзора. При этом увеличение количества минут, в среднем приходящееся на одного пользователя (MoU), по всем странам в среднем в год составляло 13,4%. В Казахстане на сегодняшний день этот показатель составляет 114 минут в год.

Повсеместное увеличение MoU вызвано следующими факторами: снижение стоимости услуг вследствие ценовой конкуренции, рост общего проникновения сотовых телефонов, увеличение покрытия, изменения в потребительских предпочтениях – происходит постепенная замена фиксированной телефонии мобильной.

По мнению экспертов ComNews Research, ближайшие три года рынок сотовой связи стран СНГ будет следовать по уже наметавшейся траектории, и смены парадигмы его развития не предвидится. «Передача данных и контентные сервисы возьмут на себя роль локомотива для увеличения прибыли компаний. К концу 2012 – началу 2013 года 3G сети в странах СНГ достигнут минимального необходимого уровня для перехода на интенсивную модель предоставления сервисов. Сети 3G и уже существующие сервисы мобильной передачи данных послужат отправной точкой для внедрения сетей 4-го поколения и дадут операторам возможности выявить способ монетизации этого сектора абонентской базы с помощью «нетрубовых» доходов», – резюмирует Марина Коробкова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.