07.12.2011 • 13:40 654

Мы заплатим за себя и за того парня

Жители всей планеты должны будут отдуваться за чистый воздух Европы

Технологическая эволюция для человечества несет не только пользу, но, как известно, и вред. За все нужно платить. Исключением не являются и выбросы парниковых газов, теперь за разрушение экологической обстановки Земли придется платить и авиакомпаниям.

Так, с начала 2012 года все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу или из нее, должны приобретать квоты на выбросы парниковых газов пропорционально их объему перевозок, а также вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов. Планируется, что компании будут бесплатно получать квоты на эмиссию в объеме 85% от выбросов базового 2010 года. Остальные квоты они должны будут оплачивать.

Отметим, что по прогнозам IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), мировой воздушный пассажирооборот до конца 2011 года увеличится на 5,9%, а в 2012 году рост составит 4,6%.

В конечном счете оплата дополнительных расходов авиакомпаний ляжет на пассажиров в виде повышения тарифов на авиабилеты.

Однако не все так однозначно и далеко не все страны согласны с подобными новшествами. К примеру, Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана», утверждает, что «к этому европейскому нововведению все мировое авиационное сообщество относится как к абсурдному». Ведь если авиаперевозчик совершает перелет над небольшой частью Европы, то платить все равно придется за весь перелет. Вне зависимости от того, над территорией каких других стран будут производиться выбросы углекислого газа.

Мировое авиационное сообщество не заставило себя ждать. «Естественно, в одностороннем порядке, как европейцы, мы ничего делать не будем. Но с генеральным секретарем ICAO (Международной организации гражданской авиации) мы обговаривали, что, если европейцы все-таки не перенесут введение таких квот или не отменят, нам придется тоже, всем странам, принимать какие-то решения. И мы бы хотели, чтобы они были согласованы с нашими коллегами из других стран. Мы все находимся в одной международной организации, и действовать в одностороннем порядке было бы неправильно», – приводит российская «Газета.ru» слова замминистра транспорта РФ Валерия Окулова. Более того, Россия рассматривает несколько вариантов ответных санкций на решение Европейского союза ввести квоты на выбросы. Один из них – законодательный запрет российским авиакомпаниям оплачивать данные квоты. «Законодательный запрет – это наиболее перспективный вариант, но он тоже имеет свои юридические тонкости», – пояснил чиновник.

Второй вариант – введение платы, аналогичной европейской, но тогда она должна распространяться на все авиакомпании, в том числе и российские. Третий способ – повышение платы для европейских перевозчиков за пользование транзитным пространством России. «Симметричного ответа Евросоюзу дать не получится, надо искать асимметричный», – заявляет г-н Окулов.

Кроме вышеуказанных претензий возникает другой вопрос. Насколько целесообразно, что те расходы, которые должны сдерживать авиакомпании по росту объемов авиаперелетов, в конечном счете ложатся на плечи пассажиров. Как известно, введение любых квот – это ограничительная мера. Но авиакомпании не понесут ощутимых потерь, так как все расходы разделят клиенты авиакомпаний. Г-н Фостер так объясняет эту ситуацию: «Квоты на парниковые газы – это налоги, а любые налоги всегда переходят на конечного потребителя». Однако при этом глава флагмана отечественной авиации пояснил, что в «Эйр Астане» стараются минимизировать вредные выбросы. Одной из мер по снижению выбросов является модернизация авиапарка компании, чем активно и занимается «Эйр Астана».

В то же время, несмотря на то, что мировое сообщество активно обсуждает ввод квот на выброс парниковых газов, их вредоносное влияние на окружающую среду, это утверждение не вполне доказано. Так, по оценке Александра Чередниченко, ведущего научного сотрудника Казахского научно-исследовательского института экологии и климата (КазНИИЭК), «сегодня большинство исследователей склонны думать, что изменение климата все же происходит, но окончательно сказать, по каким причинам, а именно, естественным или антропогенным, решатся немногие. Причин здесь несколько. Дело в том, что для большинства получаемых результатов по климату в целях его реконструкции в дальнейшем опираются на «моделирование». Как раз оценки компьютерных моделей в некотором роде провоцируют нас говорить об антропогенной составляющей в современном изменении климата», – заключает эксперт.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

07.12.2011 • 13:40 654

Loading...