09.11.2011 • 15:42 1058

Без поправочек не обошлось

Законодательство Таможенного союза требует доработок

Большая часть казахстанских предпринимателей получили уведомления от налоговых органов о том, что они занижают цены на свои товары.

Так, в конце октября – начале ноября текущего года многими налогоплательщиками были получены уведомления об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 607 Налогового кодекса. Указанные в уведомлениях нарушения должны быть устранены в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их получения. Данный факт выяснился в ходе прошедшего на прошлой неделе «круглого стола» по вопросам изменений в налогообложении после начала работы Таможенного союза.

По оценке специалистов, это произошло в связи с противоречием между законом о ввозе товара и соответствующего постановления налоговых служб. В ходе заседания эксперты пришли к выводу, что для отзыва вышеуказанных уведомлений необходимо написать инициативное письмо на имя премьер-министра Казахстана Карима Масимова, за подписью всех членов Ассоциации налогоплательщиков РК.

Письмо было составлено, однако решено было адресовать его на имя министра финансов РК Болата Жамишева.

Основные претензии налогоплательщики высказали по поводу несоответствия ряда формулировок. Так, основанием для выставления уведомлений явилось постановление Правительства РК от 28 ноября 2010 года № 1249 «Об утверждении Правил корректировки размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза».

В соответствии с пятым пунктом этого документа органы налоговой службы вправе корректировать размер облагаемого импорта в рамках Таможенного союза в случае занижения налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость (НДС) по импортированным товарам.

При этом в соответствии с четвертым пунктом вышеупомянутого документа источниками информации при корректировке размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза являются, в том числе, сведения о ценах на идентичные (аналогичные) (а при их отсутствии – однородные) товары, имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа в сфере таможенного дела, основанные на ранее определенной стоимости импортированных на территорию РК с территории Республики Беларусь и (или) Российской Федерации, но не ранее чем за девяносто дней до ввоза на территорию РК, и (или) сведения о ценах на идентичные (аналогичные) (а при их отсутствии – однородные) товары, имеющиеся в органах налоговой службы, полученные путем анализа налоговой отчетности.

Между тем, как было разъяснено представителями Налогового комитета Министерства финансов, налогоплательщикам были разосланы уведомления о необходимости корректировки размеров облагаемого импорта из Российской Федерации и Республики Беларусь в сторону увеличения. При этом размер увеличения определен следующим образом: сведения об импортированных товарах сгруппированы на уровне десятизначного кода ТН ВЭД. Затем по каждой группе определен расчетный размер облагаемого импорта – среднее арифметическое значение самых высоких и низких цен, заявленных в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с учетом 10% отклонения от такой расчетной стоимости.

Как утверждается в письме, «в нарушение пункта 5 постановления Правительства РК от 28 ноября 2010 года № 1249 налоговым комитетом не было принято во внимание то, что товары, заявленные с одним кодом ТН ВЭД (например, ложки, тарелки), могут не являться идентичными (однородными) товарами. Исходя из вышеприведенных определений идентичных (однородных) товаров, в соответствии с Правилами одинаковый код ТН ВЭД не установлен в качестве признака идентичности (однородности) товаров».

Кроме того, в соответствии с четырнадцатым пунктом постановления № 1249 для подтверждения сведений, на основании которых определен размер облагаемого импорта, налогоплательщик представляет ряд документов, в том числе калькуляцию фирмы-изготовителя на ввезенный товар. «При этом фирмы-изготовители отказываются предоставлять такую калькуляцию своим покупателям. В связи с чем данное требование не может быть выполнено налогоплательщиками», – говорится в письме.

Помимо этого, налогоплательщики заметили, что Законом РК «О трансфертном ценообразовании» предусмотрены развернутые процедуры контроля за формированием цены во внешнеторговых сделках и существуют процедуры по их корректировке, с учетом последствий увеличения/уменьшения стоимости материальных запасов при определении вычетов для целей расчета корпоративного подоходного налога, НДС и таможенных налогов, сборов и платежей. При этом постановление № 1249 не скоррелировано с условиями о корректировке цены импортированных товаров, предусмотренными законодательством о трансфертном ценообразовании. «В связи с этим неясны последствия для целей трансфертного ценообразования корректировки размера облагаемого импорта, предусмотренной постановлением», – считают представители Ассоциации налогоплательщиков Казахстана.

Инициаторы письма министру в свете всего вышеизложенного предлагают несколько шагов. Во-первых, Налоговый комитет Министерства финансов должен отозвать уведомления об устранении нарушений. А во-вторых, необходимо провести «круглый стол» по обсуждению правил корректировки размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза и совместно выработать необходимые изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2010 года №1249 «Об утверждении Правил корректировки размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза».

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.11.2011 • 15:42 1058

Loading...