USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.14$
+0.390
BTC
70647.20$
+1252.000

Горы дороже моря

Горнолыжный туризм в отсутствии конкуренции Сегодня 60% дохода от туризма в бюджет республики обеспечивает Ал...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Горнолыжный туризм в отсутствии конкуренции

Сегодня 60% дохода от туризма в бюджет республики обеспечивает Алматы, при этом по данным специалистов, туристическая статья дохода города может достигнуть в будущем 10% ВВП. И приоритетным направлением акиматом Алматы определено развитие горнолыжного туризма. Конкуренция в этом секторе сегодня крайне невысока в целом по республике. По мнению генерального директора «Shymbukak Development» Ержана Еркинбаева, это объясняется несколькими факторами, среди которых малое количество горнолыжных курортов и невысокий уровень развития большинства действующих баз. «Самым насыщенным в этом плане регионом является Алматинская область. В настоящее время некоторые базы в регионах предпринимают меры для развития в современные горнолыжные курорты, но они расположены в разных областях, что исключает возможность конкуренции между ними сегодня, но предполагает потенциал для ее зарождения в будущем», — считает Ержан Еркинбаев.

Таким образом, для Алматы открываются отличные возможности стать горнолыжным центром региона. Эксперты отмечают, что ни один город в мире, в отличие от Алматы, не может похвастаться небольшим расстоянием от аэропорта до горнолыжного курорта, а после запуска ВОКАД в 2012 году туристы смогут добираться до высокогорного курорта Шымбулак за 30 минут. Тем временем в пределах трех часов полета от Алматы проживает 600 млн человек, а в четырехчасовой зоне — уже 1,2 млрд человек. Но пока этот потенциальный рынок потребителей не перешел в реальный и действующие горнолыжные курорты близ Алматы удовлетворяют, если не качественный, то количественный спрос местных клиентов. Хотя и это число с каждым годом растет. «Этому способствует много причин. В том числе и активная пропаганда здорового образа жизни. Сегодня действительно становится модно заниматься спортом, учитывая же удобства и доступность горнолыжного спорта, а также природные и климатические условия нашего региона, рост числа „катающихся“ вполне объясним. Кроме того, улучшение условий горнолыжных курортов делают такой досуг все более привлекательным», — поясняет генеральный директор «Shymbukak Development». Проходимость высокогорного курорта Шымбулак в будние дни зимнего сезона составляет около 3000 человек, в выходные — 6000. Основной доход, по данным специалистов, горнолыжным курортам приносит продажа абонементов, хотя с ростом числа туристов из-за рубежа стоит ожидать, что доход от содержания отелей на территории таких баз значительно вырастет. Кроме того, по опубликованным ранее данным исследования аналитиков компании «Shymbukak Development», если пляжный турист в среднем тратит в день $50, то горнолыжный — $250.

«Управление горнолыжным курортом — дело высокозатратное, особенно управление курортом, который находится на начальной стадии своего развития и не успел обзавестись необходимой инфраструктурой, для того, чтобы масштабно привлекать иностранных туристов. Затраты, связанные с работой подъемников, обслуживанием горнолыжных склонов, содержанием персонала, занимают более половины заработка курорта», — поясняет Ержан Еркинбаев.

В предгорьях Алматы уже определено несколько участков общей площадью 40 тысяч гектаров, на которых планируется строительство необходимой инфраструктуры для развития горнолыжного туризма. Только развитие зон «Космостанция» и «Кокжайляу» позволит развить до 500 км лыжных трасс (Шымбулак сегодня — это 3,6 км). Разработчики полагают, что на первоначальном этапе из государственного бюджета может быть выделено около $700 млн, а затем в реализацию проектов подключится частный бизнес с потенциальным объемом инвестиций в $2 млрд.

Однако стоит иметь в виду, что инвестиции в этот сектор не предполагают быстрой окупаемости. «В прошлом году горнолыжный курорт „Шымбулак“ был представлен после частичной реализации первой фазы плана комплексного развития. Этот план включает в себя строительство гондольной дороги от станции „Медеу“ до станции „Шымбулак“, замену старых канатных дорог на новые современные подъемники, расширение склонов и зон катания, а также строительство зданий базовых станций, которые будут включать в себя рестораны и кафе, камеры хранения, пункты проката, магазины и бутики и т. п.», — рассказывает генеральный директор «Shymbukak Development». На возврат инвестиций здесь рассчитывают лишь с момента введения в эксплуатацию всех запланированных к строительству объектов. При этом эксперт не видит особых проблем, связанных с развитием горнолыжных комплексов в предгорьях Алматинского региона. «Нам не нужно строить сотни километров дорог, пробивать десятки тоннелей, сносить скалы, как это было в истории развития горнолыжного туризма Европы. Есть трудности, связанные с профилактикой спуска лавин, но решением этой задачи уже занимается правительство, и в ближайшее время данный вопрос будет снят», — считает г-н Еркинбаев.

При этом владельцы канатных трасс, обслуживающих небольшие по протяженности склоны в предгорьях Алматы, отмечают сложность самостоятельного развития малых горнолыжных баз в связи с дороговизной оборудования, отсутствием облагороженных подъездных путей и невысокой посещаемостью. Роста числа клиентов здесь в основном ожидают на фоне развития крупных курортов, таких как «Шымбулак», «Ак-булак», «Табаган».

Таким образом, по мнению экспертов, в ближайшие 15−20 лет Алматинский регион должен стать одним из самых престижных международных горнолыжных центров, с общей протяженностью горнолыжных трасс не менее 500 км, а горнолыжная отрасль будет приносить нашей стране около $15 млрд в год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.