02.11.2011 • 15:12 1095

Горы дороже моря

Горнолыжный туризм в отсутствии конкуренции

Сегодня 60% дохода от туризма в бюджет республики обеспечивает Алматы, при этом по данным специалистов, туристическая статья дохода города может достигнуть в будущем 10% ВВП. И приоритетным направлением акиматом Алматы определено развитие горнолыжного туризма. Конкуренция в этом секторе сегодня крайне невысока в целом по республике. По мнению генерального директора «Shymbukak Development» Ержана Еркинбаева, это объясняется несколькими факторами, среди которых малое количество горнолыжных курортов и невысокий уровень развития большинства действующих баз. «Самым насыщенным в этом плане регионом является Алматинская область. В настоящее время некоторые базы в регионах предпринимают меры для развития в современные горнолыжные курорты, но они расположены в разных областях, что исключает возможность конкуренции между ними сегодня, но предполагает потенциал для ее зарождения в будущем», – считает Ержан Еркинбаев.

Таким образом, для Алматы открываются отличные возможности стать горнолыжным центром региона. Эксперты отмечают, что ни один город в мире, в отличие от Алматы, не может похвастаться небольшим расстоянием от аэропорта до горнолыжного курорта, а после запуска ВОКАД в 2012 году туристы смогут добираться до высокогорного курорта Шымбулак за 30 минут. Тем временем в пределах трех часов полета от Алматы проживает 600 млн человек, а в четырехчасовой зоне – уже 1,2 млрд человек. Но пока этот потенциальный рынок потребителей не перешел в реальный и действующие горнолыжные курорты близ Алматы удовлетворяют, если не качественный, то количественный спрос местных клиентов. Хотя и это число с каждым годом растет. «Этому способствует много причин. В том числе и активная пропаганда здорового образа жизни. Сегодня действительно становится модно заниматься спортом, учитывая же удобства и доступность горнолыжного спорта, а также природные и климатические условия нашего региона, рост числа «катающихся» вполне объясним. Кроме того, улучшение условий горнолыжных курортов делают такой досуг все более привлекательным», – поясняет генеральный директор «Shymbukak Development». Проходимость высокогорного курорта Шымбулак в будние дни зимнего сезона составляет около 3000 человек, в выходные – 6000. Основной доход, по данным специалистов, горнолыжным курортам приносит продажа абонементов, хотя с ростом числа туристов из-за рубежа стоит ожидать, что доход от содержания отелей на территории таких баз значительно вырастет. Кроме того, по опубликованным ранее данным исследования аналитиков компании «Shymbukak Development», если пляжный турист в среднем тратит в день $50, то горнолыжный – $250.

«Управление горнолыжным курортом – дело высокозатратное, особенно управление курортом, который находится на начальной стадии своего развития и не успел обзавестись необходимой инфраструктурой, для того, чтобы масштабно привлекать иностранных туристов. Затраты, связанные с работой подъемников, обслуживанием горнолыжных склонов, содержанием персонала, занимают более половины заработка курорта», – поясняет Ержан Еркинбаев.

В предгорьях Алматы уже определено несколько участков общей площадью 40 тысяч гектаров, на которых планируется строительство необходимой инфраструктуры для развития горнолыжного туризма. Только развитие зон «Космостанция» и «Кокжайляу» позволит развить до 500 км лыжных трасс (Шымбулак сегодня – это 3,6 км). Разработчики полагают, что  на первоначальном этапе из государственного бюджета может быть выделено около $700 млн, а затем в реализацию проектов подключится частный бизнес с потенциальным объемом  инвестиций в $2 млрд.

Однако стоит иметь в виду, что инвестиции в этот сектор не предполагают быстрой окупаемости. «В прошлом году горнолыжный курорт «Шымбулак» был представлен после частичной реализации первой фазы плана комплексного развития. Этот план включает в себя строительство гондольной дороги от станции «Медеу» до станции «Шымбулак», замену старых канатных дорог на новые современные подъемники, расширение склонов и зон катания, а также строительство зданий базовых станций, которые будут включать в себя рестораны и кафе, камеры хранения, пункты проката, магазины и бутики и т.п.», – рассказывает генеральный директор «Shymbukak Development». На возврат инвестиций здесь рассчитывают лишь с момента введения в эксплуатацию всех запланированных к строительству объектов. При этом эксперт не видит особых проблем, связанных с развитием горнолыжных комплексов в предгорьях Алматинского региона.  «Нам не нужно строить сотни километров дорог, пробивать десятки тоннелей, сносить скалы, как это было в истории развития горнолыжного туризма Европы. Есть трудности, связанные с профилактикой спуска лавин, но решением этой задачи уже занимается правительство, и в ближайшее время данный вопрос будет снят», – считает г-н Еркинбаев.

При этом владельцы канатных трасс, обслуживающих небольшие по протяженности склоны в предгорьях Алматы, отмечают сложность самостоятельного развития малых горнолыжных баз в связи с дороговизной оборудования, отсутствием облагороженных подъездных путей и невысокой посещаемостью. Роста числа клиентов здесь в основном ожидают на фоне развития крупных курортов, таких как «Шымбулак», «Ак-булак», «Табаган».

Таким образом, по мнению экспертов, в ближайшие 15-20 лет Алматинский регион должен стать одним из самых престижных международных горнолыжных центров, с общей протяженностью горнолыжных трасс не менее 500 км, а горнолыжная отрасль будет приносить нашей стране около $15 млрд в год.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

02.11.2011 • 15:12 1095

Loading...