Компании, которые хотят защитить свои бренды, должны более активно работать в этом направлении
Часы Rolex на уличном лотке и сумки Louis Vuitton по смешным ценам – это еще не весь рынок поддельных товаров, а фальсификаторы – это не милые уличные торговцы, пытающиеся подзаработать несколько «безобидных» тенге на продаже пиратских дисков. Зачастую мы даже не подозреваем, что это только вершина айсберга и в большинстве случаев за уличными киосками стоят преступные организации, использующие доходы от производства и продажи фальсификата для финансирования криминала.
В $775 млрд оцениваются ежегодные глобальные экономические и социальные последствия контрафакции и пиратства, к 2015 году этот показатель может достигнуть $1,7 трлн. Об этом говорилось в ходе «круглого стола» «Контрафактная продукция в Казахстане и методы борьбы с ней», организованного компанией HP.
Производители контрафакта и поддельных товаров незаконно злоупотребляют репутацией брендов, получая выгоду от ресурсов, которые владельцы брендов вкладывают в разнообразные исследования и разработки, чтобы создавать высококачественные продукты.
Несложно посчитать соотношение рисков и прибылей в индустрии подделок. По данным HP, фальсификаторы могут получить 500% прибыли за некоторые категории контрафактных товаров. Вложения в запуск такого бизнеса минимальны: отсутствие расходов на исследования, нет необходимости вкладывать в развитие, все маркетинговые расходы оплачены из кармана бренда-«жертвы». Дешевая рабочая сила без особых прав и выгод производит огромное количество маленьких и доходных подделок: DVD, телефоны, запчасти для принтеров. Все это плотно упаковывается в контейнеры и распространяется по всему миру. Чаще всего настоящие организаторы остаются неизвестными. Их не пугают ни регулярные рейды по зачистке базаров и торговых кварталов от контрафакта, ни аресты нелегальных торговцев. В течение часа тот же продавец вернется на свое рабочее место или его заменят одним из «сотни» наемных работников, который станет еще одним винтиком этого механизма.
Согласно законодательству РК, производство и продажа контрафакта административно и уголовно преследуемые правонарушения. Об участии Казахстана в международных правовых актах и о развитии национального законодательства в ходе «круглого стола» рассказала Гульнара Какен, начальник Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК. По ее словам, за текущий год комитетом было проведено 808 проверок субъектов, использующих объекты интеллектуальной собственности. По их итогам из незаконного оборота было изъято 88306 экземпляров контрафактной продукции на общую сумму 30,7 млн тенге, к административной ответственности было привлечено 305 лиц, сумма штрафов составила 8,4 млн тенге. Гульнара Какен напомнила, что в Казахстане и других постсоветских странах практика применения интеллектуального права насчитывает всего 20 лет, тогда как в таких странах, как США, есть более 100 лет опыта защиты интеллектуальной собственности.
Компании, которые хотят защитить свои бренды, должны более активно работать в этом направлении, сообщая в компетентные органы о фактах правонарушения, подчеркнул Ардак Кантарбаев, представитель департамента юстиции Алматы. Также он отметил, что в крупных торговых сетях контрафакт встречается очень редко.
По словам Данияра Рашидова, менеджера подразделения печати и расходных материалов компании HP, большая часть поддельных товаров, присутствующих на мировом рынке, произведена в Азии. Особенно выделяется Китай. Так, в 2009 году две трети товаров, изъятых в Европе в связи с нарушением права интеллектуальной собственности, было произведено в Китае, мировом центре по производству контрафакта. В этом же году, в отчете Торгового представителя США было указано: «Общий уровень пиратства и производства фальсификатов в Китае остается недопустимо высоким. Большинство поддельных продуктов из Китая представляют угрозу для здоровья и безопасности потребителей США и других стран мира».
Существует мнение, что преступники контролируют по вертикали всю цепочку от производства до распространения оптовых партий подделок на местных рынках. В случае с поддельными расходными материалами для принтеров НР, согласно исследованию, проведенному в рамках программы НР по борьбе с контрафакцией, Азия играет ведущую роль и контролирует поступление расходных материалов местным дистрибьюторам.
Для фальсификаторов близость к конечному потребителю означает усиление контроля над циркуляцией контрафактов на местных рынках. Это также устраняет посредников и снижает издержки. При розничной торговле используется правило, проверенное временем и применимое как в легальной, так и в нелегальной торговле: покупатели предпочитают иметь дело с местными проверенными продавцами, которых они знают (при розничной торговле потребитель часто не знает, покупает он оригинальный или подделанный товар).
В то же время международные консорциумы как, например BASCAP (Бизнес против контрафакции и пиратства), направляют усилия и опыт ведущих мировых брендов на повышение осведомленности бизнеса и общества об опасностях связанных с использованием подделок. Кроме того, эти организации активно сотрудничают с международными и местными правоохранительными органами с целью найти и изъять нелегальную продукцию.
Компания HP, активный член BASCAP, из своего опыта знает об отрицательных последствиях наличия на рынке поддельных товаров. По данным компании, совокупный рынок расходных материалов для печати в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке оценен в 30 миллиардов евро.
Компания HP и местные правоохранительные органы осуществили несколько удачных акций, которые подорвали возможности фальсификаторов производить низкокачественные товары. Например, в ОАЭ, в марте этого года, власти изъяли самую большую партию поддельных картриджей для принтеров НР. Партия насчитывала более 770 тыс. единиц. Немногим позже правоохранительные органы Кении в самом большом морском порту, в городе Момбаса, перехватили судно из Китая и изъяли партию поддельных расходных материалов для принтеров НР численностью 140 тыс. единиц. Это наибольшая партия, обнаруженная в этой стране. На протяжении последних четырех лет НР способствовала изъятию более 9 млн единиц фальшивых расходных материалов и запчастей в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.