Качество ведения бизнеса напрямую отражается на качестве жизни всей страны
Запомни схему:
Хочешь быть богатым –
Нужна Система!
… Не сертификаты.
Петр Калита
Как известно, современная политика Казахстана выстраивается в соответствии с Концепцией перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. В то же время одним из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие, является качество. Качество вмещает в себя множество аспектов: это и качество производства, и качество конечного продукта, и качество услуг, и качество менеджмента, и качество персонала и т.д. Эти вопросы поднимались на VI международном форуме по качеству, прошедшем в Алматы.
По словам Юрия Самойлова, исполнительного директора Всероссийской организации качества, «деловое совершенство – это деловое превосходство».
С данным высказыванием согласен и аким Алматы Ахметжан Есимов. Он подчеркнул, что конкурентоспособность экономики любого государства основывается на способности компаний производить конкурентоспособные товары и услуги, при этом непрерывно совершенствуя свою деятельность, ориентированную на качество. Особенно остро вопрос о конкурентоспособности Казахстана стоит в контексте Таможенного союза (ТС). Данное объединение повлечет за собой рост конкуренции, но одновременно и откроет новые горизонты для казахстанских компаний.
По данным акима Алматы, за шесть месяцев текущего года весь товарооборот городских предпринимателей в рамках ТС составил $3,7 млрд, из них экспорт составил $354,8 млн, а импорт – $3,4 млрд. На сегодня 598 предприятий и организаций Алматы получили сертификат соответствия международной системе менеджмента качества серии ISO 9001, 14001, 18000, НАCСР (Hazard Analysis and Critical Control Points).
При этом следует отметить, что в Казахстане на ежегодной основе проводятся различные мероприятия, призванные привлечь внимание бизнесменов и простимулировать их на повышение качества своего бизнеса. Так, в РК каждый год вручается премия президента «За достижения в области качества» «Алтын сапа». Кроме того, ежегодно алматинским предпринимателям присуждают звания лауреатов премии президента Казахстана и дипломантов конкурса «Лучший товар Казахстана».
По данным Петра Калиты, президента украинской ассоциации качества, средний уровень совершенства компаний стран СНГ составляет 150-250 баллов, тогда как в Европе этот показатель равен 300-450 баллам. «То есть мы имеем игроков третьего дивизиона, если пользоваться футбольной терминологией, против игроков первого дивизиона. О какой конкуренции в этом отношении можно говорить», – уточняет г-н Калита. По мнению эксперта, это связано с тем, что в постсоветских странах на уровне государства нет понимания в важности качества и нет правильной политики по мотивированию компаний для совершенствования своей деятельности.
В то же время большинство организаций «недовкладывает» в качество и деловое совершенство», – подчеркивает г-н Калита.
Между тем последствия такой политики для компаний следующие: высокая себестоимость и низкая производительность, непроизводительные расходы ресурсов, низкая конкурентоспособность, нарушение договорных обязательств, потеря рабочих мест или снижение заработной платы, нехватка налогов и дефицит бюджета, загрязнение окружающей среды и рост социальной напряженности.
Вследствие данных обстоятельств, как считает эксперт, крайне важно, чтобы существовала общенациональная стратегическая задача по развитию национального движения за деловое совершенство и качество. «В «качественный» рост должен пойти весь «лес» организаций страны, а не только отдельные «деревья», – подчеркивает Петр Калита.
При этом аналитик дает некоторые конкретные советы, которые смогли бы переломить существующий тренд. «Самое значительное, что может сделать государство – это создать эффективную систему мотивации своих организаций к непрерывному совершенствованию на основе лучшей деловой практики», – считает г-н Калита.
Для этого от государства требуется создание механизмов мотивации по совершенствованию для компаний, внедрение системы обобщения и распространения лучших практик совершенствования и инфраструктуры профессиональной помощи. «Система мотивации при этом должна включать в себя три компонента: систему наград как свидетельство уважения к компании, «облегченный» государственный надзор в качестве знака доверия со стороны государства и государственную защиту», – уточняет президент украинской ассоциации качества.