12.10.2011 • 16:44 1326

Когда снимут запрет?

Казахстан и ЕС договорились усилить действия, направленные на разрешение вопросов безопасности авиаполетов

Наряду с авиакомпаниями Габона, Судана, Замбии, Экваториальной Гвинеи и Афганистана в «черном списке» компаний, которым запрещены полеты над территорией стран Европейского союза, все еще находятся все авиакомпании Казахстана, за исключением авиакомпании «Эйр Астана». По существующим европейским направлениям сегодня разрешено летать только национальному авиаперевозчику, но также с ограничениями – без возможности расширения маршрутной сети в страны Европы. Эти ограничения будут сняты только после признания Европейской комиссией улучшения надзорных функций Комитета гражданской авиации РК.

«Это произошло и происходит в связи с тем, что результаты проверки деятельности авиационных властей, обеспечивающих государственный надзор за деятельностью сертифицированных ими авиакомпаний, проведенной аудиторами международной организации гражданской авиации, выявили серьезные отклонения от существующих международных стандартов и рекомендуемой практики. Также авиационные власти не предпринимают должные шаги, чтобы кардинально изменить ситуацию с государственным надзором за деятельностью подконтрольных авиакомпаний, которые бы удовлетворили Европейскую комиссию», – поясняет Ромуалдас Легетавичус, технический директор Avia Solution Group.

Вчера директор европейской службы внешних связей по России, Восточному партнерству, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и ОБСЕ Гуннар Виганд выразил надежду, что некоторые казахстанские авиакомпании все-таки будут выведены из «черного списка» ЕС.


«И, конечно же, мы бы очень хотели в самое ближайшее время снять существующий запрет для ряда казахстанских авиакомпаний», – сказал он на пресс-конференции по итогам 11-й сессии Комитета по сотрудничеству между ЕС и Казахстаном.

Гуннар Виганд подчеркнул, что Казахстан и ЕС договорились усилить действия, направленные на разрешение вопросов безопасности, в частности, вопросов безопасности авиаполетов, передает «Интерфакс-Казахстан».

В апреле текущего года Радильбек Адимолда, председатель Комитета гражданской авиации РК, заявлял, что Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана все-таки рассчитывает до конца апреля вывести из «черного списка» ряд казахстанских компаний. «В ноябре 2010 года Комитету по безопасности полетов ЕК, состоящему из представителей 27 стран Евросоюза, был представлен отчет Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 22 ноября 2010 года принято решение о выводе из «черного списка» ЕК 9 авиапредприятий Республики Казахстан, выполняющих авиационные работы. Также 20 апреля текущего года Еврокомиссией было принято решение о дополнительном выводе из «черного списка» ЕК 9 авиапредприятий Республики Казахстан, выполняющих авиационные работы», – отметил «Капитал.kz» Азат Бектуров, вице-министр транспорта и коммуникаций РК.

Незавидное положение казахстанских перевозчиков связано с решением Европейской комиссии, основанным на положениях регламента (EB) Nr. 2111/2005 от 14 декабря 2005 года «О создании списка авиаперевочиков, которым запрещена деятельность на территории Евросоюза», утвержденного Европейским Парламентом и Советом. Оно выносится на основании оценки конкретного авиаперевозчика или страны, члена Международной организации гражданской авиации (ICAO) их способности обеспечить безопасность полетов эксплуатируемых воздушных судов, либо обеспечить должный государственный контроль за деятельностью поднадзорных авиаперевозчиков в соответствии с международными стандартами и требованиями.

По словам г-на Легетавичуса, применимо к конкретному авиаперевозчику общий критерий оценки только один – способна ли компания безопасно осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми международными стандартами в области гражданской авиации. Относительно же авиационных властей страны – вопрос должен рассматриваться более комплексно. Учитываются общий уровень обеспечения безопасности полетов в стране, количество замечаний, предъявленных инспекторами компетентных авиационных властей стран Евросоюза к авиаперевозчику и эксплуатируемым им воздушным судам по результатам проведенных инспекций в рамках программы проверки иностранных воздушных судов, а также результаты проверки деятельности авиационных властей аудиторами международных авиационных организаций, включая IСАО.

Напомним, комиссия по безопасности полетов Европейского союза наложила запрет на казахстанские авиакомпании по результатам отчета Комитета гражданской авиации РК перед комиссией в июне 2009 года, последовавшего за аудитом, проведенным в Казахстане ICAO в апреле 2009 года. Международный аудит ICAO затрагивал ряд показателей безопасности полетов, таких как техническое состояние воздушных судов, срок эксплуатации самолетов, выдача сертификатов летной годности воздушных судов, осуществление надзорных функций и т.д.

По словам г-на Бектурова, с целью выведения авиакомпаний из данного списка был предпринят ряд мер. Так, 15 июля 2010 года принят новый Закон о гражданской авиации. В период с 2010 года по настоящее время на основе нового закона переработано и утверждено порядка 100 подзаконных актов, разработаны и направлены в ИСАО и Еврокомиссию Планы корректирующих мер по устранению замечаний аудита, приведена в соответствии с требованиями ИСАО структура Комитета гражданской авиации. Инспектора КГА в настоящее время проходят учебные курсы в международных авиационных учебных центрах по проекту ТРАСЕКА. Ведется сотрудничество и проводится консультационная помощь с авиационными властями Великобритании, Франции и т.д. Создано республиканское государственное предприятие «Центр по обеспечению безопасности полетов», инспектора которого проходят обучение в европейских авиационных учебных центрах, введен мораторий на открытие новых авиакомпаний, сокращено количество авиакомпаний и воздушных судов.

«В результате регулярных переговоров с руководством ИСАО достигнута договоренность о проведении повторного аудита со стороны ИСАО для оценки принятых Казахстаном мер по устранению имеющихся замечаний ориентировочно в начале 2012 года. Положительное заключение повторного аудита ИСАО будет являться одним из главных факторов для снятия всех ограничений Еврокомиссии на полеты национального перевозчика – АО «Эйр Астана» в еврозону», – отметил вице-министр.

Но чтобы авиакомпания снова получила разрешение на полеты в ЕС, ей придется доказать экспертам, что она выполняет все предписания по безопасности полетов. О том, что сделать это непросто, свидетельствуют отчеты Европейской комиссии. Решение данного вопроса всегда связано с существенными переменами в авиационном секторе страны и умением компетентных авиационных властей продемонстрировать данные позитивные изменения, а также доказать их состоятельность и эффективность Еврокомиссии. Поэтому данный аспект всегда занимает значительное время и требует консолидации и слаженных действий как авиационных властей, так и ими сертифицированных авиакомпаний.

«Процесс устранения замечаний аудита ИСАО индивидуальный и не имеет фиксированных сроков. Министерство продолжает работу по скорейшему выведению авиакомпаний Казахстана из «черного списка» Еврокомиссии. Данный вопрос имеет первостепенное значение и находится на постоянном контроле министра транспорта и коммуникаций», – заключил г-н Бектуров.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.10.2011 • 16:44 1326

Loading...