Рост цен на горюче-смазочные материалы в начале осени эксперты назвали «эффектом выпрямившейся пружины». «Сжимали» пружину ряд факторов, несовместимых с ценой в 92 тенге за литр АИ-92. В их числе – рост стоимости барреля нефти на мировом рынке, условия импорта ГСМ, ценовая планка Таможенного союза и нерегулируемые оптовые цены внутри Казахстана.
С мировой стоимостью нефти особых разъяснений не потребовалось. Но выявленные причины резкого роста цен на бензин на внутреннем рынке оказались на удивление банальны. Во-первых, по мнению специалистов, предельные розничные цены на внутреннем рынке зафиксированы, а оптовые – не регулируются. Крупных оптовиков ГСМ в Казахстане наберется едва ли с десяток. За каждой компанией стоят учредители и владельцы, которые устанавливают оптовые цены исходя из собственной выгоды.
Во-вторых, не исключено, что АЗС и нефтебазы придерживали ГСМ в ожидании повышения цены. Так как высокие цены на ГСМ – это одно из многочисленных «преимуществ» Таможенного союза. Вполне возможно, что сейчас владельцы АЗС, нефтебаз, и все заинтересованные стороны попросту ждут повышения цен.
«На мировом рынке цены на нефть стабильно высокие, – говорит директор Центра экономических исследований Костанайского государственного университета Андрей Коваль. – В этом контексте бензин у нас должен стоить, как в нефтяной державе Норвегии – в пересчете на тенге – 350-400 за один литр. По ряду косвенных параметров нефтяное лобби продвигает именно эту модель ценообразования, убеждая в своей правоте высокопоставленных чиновников. Проблема в том, что уровень заработной платы, связанный с производительностью труда, у нас значительно ниже, чем в западных странах с высокими нефтяными ресурсами. Это объективный факт, связанный с фактической, а не декларативной модернизацией производства. Мы работаем и живем хуже не потому, что ленивы и бездеятельны, а потому что значительно отстают производственные условия. Только лишь человеческий ресурс, при всей его уникальности, не способен дать хороший результат».
По данным аналитического обзора бизнес-аналитиков компании Grif ON Виктории Солодовниковой и Елены Лютовой, несмотря на незначительное изменение рынка топлива по основным показателям, в 2011 году на рынке ГСМ сложилась нестабильная ценовая ситуация. Опасаясь дефицита на казахстанском рынке, Правительство РК стремилось не только выровнять цены на нефтепродукты с уровнем России, но и повысить регулируемость рынка ГСМ. Особенно это отразилось на рынке розничного товарооборота нефтепродуктов. К примеру, в Независимую ассоциацию предпринимателей Республики Казахстан обращались бизнесмены рынка розничного оборота нефтепродуктов, которые утверждали, что некоторые действия регулирующих органов фактически вынуждают их прекратить или резко ограничить реализацию ГСМ потребителям.
«Законы экономики таковы – любое повышение цен не должно быть выше утвержденных в законе о республиканском бюджете макроэкономических показателей, то есть уровня инфляции, – считает доцент кафедры экономики и управления Рудненского индустриального института Лилия Лескова. – В противном случае это повлечет кризис. Поскольку цена ГСМ лежит в основе стоимости всей продукции, выпускаемой в Казахстане, и услуг, оказываемых населению и бизнесу, государство должно утвердить предельный уровень цен – чтобы сохранить конкурентоспособность отечественных предприятий».
По мнению экспертов, регулирование рынка зачастую негативно отражается на дальнейшем развитии отрасли. Контроль розничных цен может привести к убыточности этого вида бизнеса, так как мировые цены на сырье определяются рыночными факторами. Контроль загрузки заводов и график поставок снизят возможности компаний по перенаправлению потоков нефти и нефтепродуктов в зависимости от ситуации на рынке, что также снизит прибыльность предприятий. В итоге сектор может потерять инвестиционную привлекательность. Если в краткосрочном периоде это и позволит решить проблемы дефицита и резкого роста цен, то в долгосрочном – ситуация может только усугубиться.
Те реализаторы, которые пока не повысили цены или умерили их рост, работают за счет запасов, приобретенных по старой цене. После того как резервы будут исчерпаны, при сохранении дисбаланса между оптовыми и розничными ценами на рынке ГСМ будет ощущаться серьезный дефицит топлива, и неминуемо закрытие мелких АЗС. Другие владельцы АЗС приобретают топливо низкого качества и доводят до нужного уровня по октану различными октаноповышающими присадками.
В свою очередь Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына» для решения проблем с дефицитом топлива откорректировал направления поставок ГСМ и организовал интенсивную отгрузку дополнительных объемов светлых нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов. Так, отгрузка с Атырауского нефтеперерабатывающего завода была увеличена в сентябре со 157 до 734 тонн в сутки, с Павлодарского нефтехимического завода – с 1066 до 2282 тонн, а с «ПетроКазахстан Ойл Продактс» – с 985 до 1675 тонн в сутки.
По мнению отечественных специалистов, существует несколько системных причин дефицита ГСМ на внутреннем рынке. Изначально – это ценовой разрыв и зависимость от поставок из России. Даже когда казахстанские НПЗ работают на полную мощь, часть бензина республика вынуждена импортировать. В частности, высокооктановые марки. Доля импорта, например, по АИ-92 составляет 35%. По АИ-95, АИ-98, авиакеросину – еще выше. Только по АИ-80 Казахстан полностью закрывает внутреннюю потребность.
Во-вторых, введение стандарта Евро-3. Многие НПЗ России, производящие бензин АИ-80 и АИ-92, больше не смогут его производить и выпускать в оборот. Это означает, что этот бензин станет просто труднее купить и ввезти в Казахстан.
В-третьих, НПЗ и ресурсодержатели сократили производство светлых нефтепродуктов в пользу темных. Их мотивация понятна – на экспорт светлых нефтепродуктов в страны, не входящие в Таможенный союз, введен запрет и, наоборот, на экспорт мазута запрета нет.
По мнению отечественных экспертов, возможное преодоление дефицита на казахстанском рынке ГСМ ожидается к середине октября. Это произойдет благодаря мерам, принимаемым на государственном уровне, и улучшению сезонной ситуации. Кроме того, в Российской Федерации отменены стандарты, ограничивающие выпуск бензина АИ-92, и перенесены на конец 2012 года.