Компании удалось сократить объемы «серого импорта» своих мобильных устройств
Последние четыре года «головной болью» крупнейших производителей телефонов во всем мире стали трансформации рынка и нестабильность на фондовых биржах – падали цены акций даже таких гигантов как Nokia и Apple. Однако на выставке инновационных достижений в сфере информационно-коммуникационных технологий Digital Communications Kazakhstan 2011, которая открылась в Астане, возле стендов производителей телефонов, сматрфонов и планшетов было «не протолкнуться».
Напомним, международная конференция технологий и коммуникаций будет проходить в Астане три дня – с 14 по 16 сентября. Более 65 докладчиков и 400 делегатов из Казахстана, стран Европы, США, России и Китая обсудят актуальные темы отрасли инфокоммуникаций.
Nokia привезла в Астану свой новый смартфон N 9, который на сегодня считается лучшим в линейке смартфонов компании. Карел Голуб, генеральный менеджер Nokia в странах юга СНГ, в интервью «Капитал.kz» рассказал о новом телефоне, о конкуренции с «серым» рынком и о планах по развитию в Казахстане.
– Карел, чем рынок мобильных устройств в Казахстане отличается от мирового рынка? Мы сейчас видим серьезную конкуренцию Nokia и Apple, причем Apple на новые рынки входит достаточно активно.
– Если говорить о конкуренции, то сейчас мы «сами себе конкуренты» на рынке Казахстана. Поясню. Еще год назад рынок фактически был на 99% «серым». Под «серым» я подразумеваю, что продукт не был предназначен для казахстанского рынка – не имел поддержки казахского языка и должного сервисного обслуживания. Мы понимали, что имеем обязательства перед локальными пользователями Nokia, а поэтому решили исправить ситуацию – начали поставлять наш продукт напрямую в Казахстан, с инструкцией на казахском языке, с картой Казахстана и навигацией (в том числе на казахском языке). Наверное, мы были единственной компанией, которая не испугалась конкуренции с «серым импортом» и подделками. И сейчас мы являемся лидерами на рынке Казахстана в сегменте смартфонов и мобильных телефонов.
– А что за совместный проект нового браузера с Kcell?
– Мы запустили с оператором Kcell браузер Nokia, который позволяет получить более удобный доступ к интернету с мобильного телефона. Это является частью нашей долгосрочной стратегии – мы хотим подключить к интернету еще миллиард людей во всем мире. В мире сейчас 3,5 млрд людей имеют мобильный телефон, но не имеют интернета.
В Казахстане люди в отдаленных регионах не имеют доступа к интернету, и они опасаются скрытых расходов, которые они могут понести при заключении договоров с операторами.
Суть проекта с Kcell проста. Kcell предлагает браузер Nokia пользователям, и в рамках этого тарифа стоимость трафика всего 20 тенге в день, и нет никакой опасности, что счет уйдет в минус при такой цене.
– Когда будет налажена четкая работа интернет-магазина компании, Ovi? Ведь создать платформу железа – одно дело, а другое дело – создать адекватную программную среду, интересную не только для пользователя, но и для разработчика. Я слышала, что были некоторые претензии к работе магазина...
– Это только начало. Чем больше людей будет пользоваться интернетом, тем больше будет спрос на локальный контент. Недавно мы уже преодолели планку в 5 миллионов скачиваний и более чем 250 тысяч скачиваний еженедельно. Их число растет в геометрической прогрессии – еще несколько месяцев назад это было 80-100 тысяч в неделю.
Мы активно работаем – сейчас сотрудничаем с более чем 35 локальными разработчиками, которые делают для нас локальный контент. Хотел бы добавить, что в ближайшее время в нашем магазине приложений будет доступно для скачивания мобильное приложение для изучения языков «So to speak». Это приложение станет еще одним в растущем числе локальных приложений, которые постоянно появляются в нашем магазине.
– Казахстанский регион, увы, обычно охвачен плохо на мировых картах. Если на американской карте отмечены какие-то интересные точки даже в далеком захолустье, то у нас пока нет ни отображения пробок, ни точек магазинов и кафе. Собираетесь ли Вы исправить ситуацию?
– Да, пользователю интересно, что происходит вокруг него, а не в США. Нужен локальный релевантный контент, как, например, наши «Карты». В них отмечено уже более 5000 «точек интересов» – кафе, объекты в городе, рестораны, магазины и концертные залы, которые помогают ориентироваться. Количество их будет расти и уже растет, мы постоянно совершенствуем это приложение. Причем решения локальных разработчиков могут надстраиваться на наши карты.
Кстати, разработчики могут к нам обращаться – у нас есть специальный веб-сайт и пакеты инструментов, чтобы облегчить им работу.
– Я недавно узнала, что, оказывается, у Nokia есть первая модель ее нетбука Booklet 3G (анонсирована в 2009 году, это эксперимент компании Nokia по расширению линейки своих продуктов – прим. Я.Н.), причем авторитетные для меня любители качественных гаджетов посчитали его довольно интересным. Будет ли нетбук продаваться в Казахстане?
– В Казахстане мы, прежде всего, ориентируемся на пользователей и местные требования. А здесь востребованы в основном наши смартфоны и мобильные телефоны.
– Почему Nokia продолжает работать с операционной системой Symbian? Насколько я знаю, у компании есть другая операционная система – MeeGo (другое название Maemo 6), разработанная на базе Linux совместно с Intel, и на этой ОС работает Nokia N 9…
– В феврале этого года мы объявили глобально о нашей новой стратегии, в рамках которой нашей основной платформой станет Windows Phone 7 (ожидается, что первое мобильное устройство Nokia, работающее на этой системе, увидит свет в начале 2012 года – прим. Я.Н). Но, тем не менее, мы будем продолжать поддерживать Symbian и выпускать на этой платформе телефоны.
Например, недавно мы анонсировали три замечательных аппарата – Nokia 600, 700 и 701 – они будут работать на обновленной платформе Symbian Belle. И каждый из этих телефонов имеет свои преимущества. Один позиционируется как самый громкий телефон Nokia, другой – с самым ярким дисплеем, третий – самый компактный. В каждом из них процессор 1Ггц. Мы уже получили превосходные отклики от пользователей. Мы будем поддерживать Symbian еще 5 лет.
– Кстати, даже привередливые и продвинутые пользователи уже заинтересовались самобытностью N 9, приятной, как они пишут, по дизайну, с грамотной операционной системой…
– Nokia N 9 – это пример инноваций компании в плане аппаратного обеспечения. Он уникален тем, что на лицевой панели нет никаких кнопок. Вы управляете телефоном методом перелистывания (технология «свайп»). Это новая технология и новый интерфейс. В телефоне есть 8-мегапиксельная камера с оптикой «Карл Цейс». Дизайн очень «цельный», ничто не отвлекает вынимание, лицевая панель усилена защитным стеклом. Иконки прекрасно видны на экране.
Nokia Corporation – финская транснациональная компания, один из мировых лидеров в области мобильных технологий. По собственным данным за 2010 год, Nokia занимает 32% мирового рынка мобильных устройств.