В 2012 году на рынке скидочных сервисов будет два-три безусловных лидера
У американского лидера скидок Groupon за последние два месяца произошло падение трафика на 50%. Это случилось по причине перенасыщения рынка дисконтных сервисов, передает MediaPost.соm. По мнению Анвара Бакиева, финансового директора Chocolife.me, пользователи, которые еще не определились со «своим сервисом коллективных покупок»,ежедневно могут получать от 2 до 100 сообщений о скидках. «Заходя на каждый из сайтов, пользователь за день увидит более 1000 предложений, и, безусловно, от перегруза информация к горлу подступит тошнота. Перенасыщение есть, но это вопрос временный», – говорит эксперт.
Снижение активности по использованию скидок американские эксперты рассматривают как тенденцию. По данным исследовательской компании Experian Hitwise, общий трафик на сайты в категории «ежедневные скидки» сократился на 25%. В то время как у сервиса скидок Living Social трафик увеличился на 27%. Американский рынок дисконтных сервисов находится только на пороге спада. Более того, согласно опросу, 52% потребителей в США говорят, что они чувствуют себя «перегруженными» количеством ежедневных предложений о скидках. Каждый выбирает свою компанию так же, как болельщик футбола – свою команду, или читатель – свою газету, отмечает г-н Бакиев. По мнению эксперта, сейчас сложно сказать, что стало причиной падения трафика Groupon. «По сути, нельзя категорично привязать падение трафика к спаду продаж, так как не обязательно каждый уникальный посетитель становится покупателем, и в разные периоды каждый уникальный покупатель может совершать разное количество покупок, генерируя разный объем выручки», – рассуждает Анвар Бакиев. – На самом деле у Groupon сейчас есть другая глобальная задача – выход на IPO, и именно удачное размещение (или не размещение) будет свидетельствовать о том, что станет с компанией в будущем. Пока же никакие иные обстоятельства не могут быть свидетельством успехов, либо провалов Groupon».
Дисконтному сервису Groupon эксперты рекомендуют пересмотреть политику ведения бизнеса и привлечения клиентов. «Я думаю, выходом из такой ситуации был бы пересмотр принципа работы самих скидочных сервисов в Америке. В Казахстане перенасыщения рынка пока не ожидается. Я думаю, что аналогичная история может произойти через 2 года», – рассказал Алмаз Алтай, генеральный директор ТОО «New Media Production», проект TOPKUPON.KZ. Сложившаяся ситуация с американским Groupon никак не повлияет на казахстанский рынок.
Скидочные прогнозы
У казахстанских дисконтных сервисов возникают свои трудности при проведении акций. К примеру, при встрече представителей скидочных сервисов с заведениями поступает много жалоб из-за непонимания. «Обещают многое, но при завершении или во время акции бывает, что не выполняются условия. Многие сервисы думают о себе, а о заведениях и клиентах забывают», – комментирует Алмаз Алтай. В связи с этим казахстанским сервисам скидок с каждым днем приходится совершенствоваться.
По мнению г-на Бакиева, самые тяжело преодолимые трудности, с которыми приходится сталкиваться,–– это «барьеры в своей голове». «За всю неэффективность своих акций мы должны винить только себя. В день мы получаем более сотни звонков в свой офис и более сотни комментариев и сообщений от своих пользователей. Проблемы самые разные – от регистрации на сайте до получения услуг», – поясняет он. Так, все вопросы решаются индивидуально и решаются эффективно при условии, что компания придерживается основных критериев работы с пользователями и партнерами: взаимоуважение, решение вопросов в пользу покупателей, оказание помощи и консультирование партнеров и искреннее желание помочь разобраться с проблемой.
На рынке дисконтных сервисов в Казахстане видно оживление. «Я прогнозирую бум скидочных центров у нас в стране – возрастет конкуренция. Сейчас аналогичные сервисные центры открываются на севере Казахстана, к примеру, в Кокшетау, на западе, на востоке. Помимо крупных городов, сервисы откроют в мелких. TOPKUPON.KZ держит ориентир на город Алматы. В будущем, возможно, мы представим свои сервисы в Астане, Караганде и Шымкенте», – отмечает г-н Алтай. По мнению эксперта, сервисам сегодня необходимо сотрудничать с заведениями и клиентами.
В свою очередь, г-н Бакиев считает, что прогнозировать, как завершится 2011 год в целом, еще сложно. Однако рынок будет расти. «По моим оценкам, на данный момент охват пользователей, которым потенциально может быть интересно покупать через сервисы коллективных покупок, составляет меньше 10%. За последние три месяца 2011 года еще около 100 000 человек откроют для себя прелесть покупок посредством дисконтных сервисов. Chocolife.me откроется в Караганде и, возможно, в Шымкенте», – подчеркивает он. Прогноз на 2012 год строить сложнее, считает г-н Бакиев. «На мой взгляд, к концу этого периода в Казахстане будет два-три безусловных лидера, способных делать интересные предложения пользователям и качественно их обслуживать, а остальные будут работать на уровне частного предпринимательства», – поделился он.