Подведены итоги региональных исследований рынка молочных продуктов
Сегодня эксперты во всем мире отмечают увеличение объемов потребления молочной продукции. Компания «Тетра Пак» прогнозирует 30%-ный рост потребления жидких молочных продуктов в текущем десятилетии. «Если на 2010 год мы наблюдали тенденцию потребления в мире, когда 49% молока было упакованное, а 51% было сырое и продавалось в подворьях – то она изменилась. В 2014 году мы будем видеть перевес в сторону упакованного молока на глобальном рынке», – рассказывает Максим Раков, менеджер по коммуникациям и экологии «Тетра Пак Центральная Азия».
Мировой спрос на жидкие молочные продукты (упакованные и неупакованные) будет набирать обороты. Согласно данным «Индекса молочных продуктов Тетра Пак», в 2010 году мировой спрос на молоко и жидкие молочные продукты составил 270 млрд литров. Ранее специалисты заявляли, что к 2020 году этот показатель может увеличиться до 350 млрд литров.
В развивающихся странах престижность и узнаваемость бренда являются основополагающими факторами при выборе продуктов. Ожидается, что наибольший рост потребления готовых жидких молочных продуктов с длительным сроком хранения будет наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Пока в Центральной Азии уровень потребления молока еще достаточно низок. «Основной рост будет приходиться на Китай, Индию, Пакистан и Африку. На данные регионы приходится высокая доля прироста, соответственно будет расти потребление молока», – замечает г-н Раков.
В Западной Европе уровень спроса на молочную продукцию будет уменьшаться. Однако специалисты не исключают, что показатель может остаться и на прежнем уровне, так как в Европе сохраняется наибольшее потребление молока на душу населения. Вместе с тем в «Тетра Пак Центральная Азия» утверждают, что в Европе рынок стабилизировался и находится на одном и том же уровне в течение уже долгого периода времени. «Для развивающихся стран в приоритете забота о здоровье. Молоко становится доступно везде, и люди, переежающие в города, не могут получать его в сельских подворьях. И естественно, что спрос на упакованные безопасные продукты возрастает», – отмечает Максим Раков.
Среди казахстанского населения наблюдается тенденция перехода на молочную продукцию, которая стремительно дорожает. Хотя в августе этого года цены на молочные продукты снизились на 0,8%, но в годовом выражении рост цен на этот вид продукции составил 11,3%.
В 2011 году специалисты прогнозируют повышение потребления молока среди казахстанцев до 36 литров на душу населения. По данным исследования компании Canadean за 2011 год, 61% горожан РК предпочитают покупать упакованное молоко. Однако 39% жителей все еще продолжают употреблять неупакованное молоко, которое не проверено контролирующими органами.
В Казахстане существует огромный потенциал для роста потребления молока. К примеру, ультрапастеризованное молоко – самый объемный и динамично развивающийся продукт, продаваемый в розницу. На упакованное молоко цены за год поднялись на 8%, здесь традиционными каналами продаж являются магазины (64% совокупной реализации). При этом в течение года цены на сырое молоко выросли на 30%. В таких условиях только 30% произведенного сырого молока отправляется на переработку. Отрасль харакеризуется высоким коэффициентом сезонности. Так, почти 90% сырого молока собирается с частных подворий, а летом молока собирается больше, чем зимой.
По оценкам экспертов, несмотря на кризис 2008-2009 годов, виден устойчивый рост во всех категориях молочных продуктов. «Мы считаем, что рост на сегодняшний день стабильный, но может быть гораздо динамичнее, если бы у нас эффективно развивались фермерские хозяйства», – заметила Динара Татыгулова, директор по маркетингу «Тетра Пак Центральная Азия». По ее мнению, качество молока, производимого в Казахстане, зачастую недостаточно для того, чтобы оно поступило на переработку. В стране есть все ресурсы для того, чтобы развивать рынок молочных продуктов в будущем.
Таможенный союз никак не повлиял на молочый рынок стран-участниц. Такое мнение выразила г-жа Татыгулова. «Для наших производителей молочной продукции – это как угроза из-за импорта сильных российских брендов, но в то же время это открывает возможности для экспорта», – отметила она. По оценке эксперта, государственные программы в основном фокусируются на мясной и зерновой промышленности. В Казахстане же нужно сделать упор на производстве и дальнейшем развитии молочной индустрии, заключила директор по маркетингу «Тетра Пак Центральная Азия».