Казахстан расширяет сотрудничество с Южной Кореей
Первым крупным событием в бизнес-среде республики после летнего затишья стал казахстанско-корейский бизнес-форум, прошедший в Астане 25 августа и организованный при поддержке агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST и Министерства индустрии и новых технологий. В нем приняли участие более 300 представителей бизнес-кругов обеих стран. Во время мероприятия было подписано девять меморандумов о взаимопонимании между казахстанскими и корейскими компаниями, которые обещают в скором времени вырасти в крупные проекты.
Так, корейская компания «Ssang Yong Motor» и АО «АгромашХолдинг» подписали лицензионное соглашение стоимостью $60 млн по сборке уникальной модели автомобиля специально для Казахстана. «АгромашХолдинг» уже осуществляет сборку южнокорейских автомобилей и собирается увеличивать объемы в ближайшие 5 лет.
«Азия Авто» собирается еще более плотно сотрудничать с «Дженерал Моторз Корея» следующие 10 лет. На форуме главы компаний подписали меморандум об увеличении поставок комплектующих из Кореи в 2012 году. Стоимость проекта – $200 млн.
Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и корейский Исследовательский институт электроники и телекоммуникаций подписали соглашение о создании научно-исследовательского института в сфере инфокоммуникационных технологий. Соглашения о сотрудничестве и обмене опытом были также подписаны в области исследования стволовых клеток, возобновляемых источников энергии и инвестиций. Всего с 1993 по 2011 годы в Казахстан привлечено $4 млрд инвестиций.
Министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев пригласил южнокорейских бизнесменов работать в казахстанских свободных экономических зонах, как он их назвал, «точках роста» страны. Он отметил, что в Казахстане будет создано еще несколько СЭЗ к уже существующим шести. «Уверен, что совместная работа будет весьма продуктивна в альтернативной энергетике, приборостроении, энергоэффективности и других сферах», – сказал г-н Исекешев.
Опыт экономического развития Южной Кореи для Казахстана может действительно оказаться бесценным. Наш деловой партнер, товарооборот с которым достиг $1 млрд и продолжает расти, еще 40 лет назад был бедной страной. Среднегодовой доход каждого гражданина страны в шестидесятых едва достигал $87(!). С тех пор ВВП вырос в 100 раз – с 2,3 до $205 млрд, ВВП на душу населения достиг $24200.
Сейчас Южная Корея является признанным мировым лидером в производстве автомобилей, бытовой техники и электроники и в выплавке стали. Необычно осознавать, что в начале своей программы развития страна ориентировалась на Северную Корею, плановая экономика которой была взята как пример для подражания.
Южная Корея начала с развития легкой промышленности, поскольку в таком случае можно было использовать низкоквалифицированных работников, коими сорок лет назад являлась большая часть населения. Через десять лет, когда был наработан первый бизнес-опыт и заработаны некоторые средства, Южная Корея взялась за тяжелую промышленность.
Основой экономики стали «чеболи» – мощные многопрофильные холдинги. Чеболи включают в себя предприятия различной отраслевой направленности и существуют при поддержке правительства (оно обеспечивает защиту и ряд привилегий). Самые известные южнокорейские чеболи – Samsung, LG, Hyundai, Daewoo.
Например, Samsung не только крупнейший производитель бытовой техники, телекоммуникационного оборудования, аудио- и видеоустройств, но и известный строитель. Подразделение Samsung Engineering зарабатывает более $2 млрд в год. К слову, именно оно спроектировало и построило Бурдж-Халифа – самое высокое здание в мире в ОАЭ.
На базе Hyundai в Южной Корее была создана судостроительная отрасль, которая теперь дает треть мирового тоннажа грузовых судов.
А вот первой продукцией LG были крем для лица, зубная щетка и паста – некогда маленькая фирма начала с производства бытовой химии. Спустя полвека в группу LG Group входило уже 50 компаний тяжелой и легкой промышленности, объединенных под единым брендом. Сейчас годовой оборот LG составляет $400 млрд.
История чеболя Daewoo не так радужна. Концерн обанкротился в кризис 1998 года, к тому времени его долг составлял $80 млрд. Существовать продолжает только подразделение Daewoo Electronics, остальные стали независимыми, поглощены или ликвидированы. Многие из руководителей чеболя были арестованы по обвинению в финансовых махинациях, так что проблема коррупции и нарушений им знакома. К слову, все высшие посты в чеболе занимают родственники или близкие друзья директора, что не только «дает возможность осуществлять жесткий контроль над всем чеболем» (цитата из «википедии»), но и, как мы видим, иногда стоит «жизни» компании.