20.07.2011 • 17:14 1400

Что вам угодно?

Казахстанский покупатель предпочитает изысканные вещи

Розничный рынок Казахстана ожидает оживление, а также появление новых игроков в секторе ритейла. Со временем увеличится ассортимент новых товаров и услуг с международным опытом ведения бизнеса. Например, до конца 2012 года на рынке fashion операторов ожидается появление еще около 35 новых брендов, европейских и российских ритейлеров. Такое мнение высказал Ержан Уразбаев, директор департамента аренды молла «Апорт». С открытием новых современных концептуальных торговых центров, с расширением ассортимента товаров и услуг меняется и сама культура покупок, ментальность, считает г-н Уразбаев. «Лично я по моллу «Апорт» ожидаю прирост продаж до 50%, причем это достаточно прагматично сказано. Это связано с тем, что мы открываем вторую очередь молла «Апорт», и 100% сдачей площадей первой очереди, почти каждый месяц у нас открывается по 1-2 магазина. Во второй очереди добавляется еще 21 тыс. 650 кв. м арендопригодной площади, где 8 тыс. кв. м занимает всесезонный аквапарк, и 13 тыс. 650 кв. м занимают fashion операторы», – говорит он. Итого арендопригодная площадь всего молла «Апорт» составит 66 тыс. 650 кв. м, оставаясь крупнейшим моллом страны.

Рынок ритейла значительно вырос. Согласно статистическим данным за первый квартал этого года, объем розничного товарооборота в Казахстане увеличился на 12% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Таким образом, показатель достиг 1 трлн 628,6 млрд. В структуре розничного товарооборота преобладают непродовольственные товары – 63,9% от общего объема розничной торговли. При этом розничная реализация непродовольственных товаров увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11%, а продовольственных товаров – на 14,4%.

Торгующими предприятиями в январе-июне 2011 года было реализовано товаров на 869,1 млрд тенге (рост на 7,1% по сравнению с январем-июнем прошлого года), на рынках и индивидуальными предпринимателями – на 759,5 млрд тенге (рост на 18,3%). Таким образом, в общем розничном товарообороте на долю торгующих предприятий приходится 53,4%, рынков и индивидуальных предпринимателей – 46,6%.

На казахстанском рынке оптовых продаж прогнозируют увеличение товарооборота и вхождение на рынок новых игроков. «Компания МЕТРО оживила рынок, и мы видим, как растет конкуренция за клиентов. Это нормальный и здоровый процесс, – рассказал «Капитал.kz» Стивен Кригер, генеральный директор МЕТРО Кэш энд Кэрри. – Мы не исключаем, что в Казахстан могут прийти еще несколько крупных международных игроков, поэтому мы рады увеличению мировых брендов в Казахстане и надеемся, что в ближайшее время число их будет только увеличиваться».

Сегодня компании МЕТРО пока сложно оценить показатели рынка продуктового ритейла в разрезе 2010-2011 годов. Это связано с тем, что компания недавно начала свою деятельность в Казахстане. Однако в компании видят определенные перспективы и надеются, что объем продаж будет расти. «Наша концепция «бизнес для бизнеса» и, конечно, она интересна для специалистов HoReCa (отели, рестораны, кафе), это новый сегмент для страны, и он только набирает обороты. Разумеется, для этого нужен определенный уровень развития малого и среднего бизнеса, который мы видим в основном в крупных городах. Наши клиенты довольны таким сервисом, и мы видим перспективы к росту», – отметил г-н Кригер.

Что интересно покупателю?

С каждым годом казахстанский покупатель становится придирчивым. Открытие торговых центров, появление новых брендов на рынке делают покупателя избалованным. Эту тенденцию можно заметить в Алматы и Астане. По мнению Ержана Уразбаева, казахстанский покупатель выбирает не только цену и качество, но и комфорт, разнообразие всяких брендов, которые создают розничные операторы. «Например, в эти города заходят как новые продуктовые ритейлеры, так и одежные. Знаковым событием на розничном рынке Казахстана было открытие магазина ZARА. А за полтора года (с 2010 по настоящее время) в городах Алматы и Астане открылись порядка 30 новых международных брендов, причем уже не просто через местных партнеров. Большинством из этих брендов управляют профессиональные международные операторы», – говорит эксперт.

Сегодня казахстанский покупатель предпочитает изысканные вещи. Потребителю важно, чтобы с каждым годом расширялась торговая линейка, а товары под заказ привозили из любой точки мира. «К примеру, в торговом центре МЕТРО сегодня ассортимент предусматривает до 25000 наименований, из которых 13000 продовольственных и 12000 непродовольственных товаров», – говорит Стивен Кригер.

С развитием города у среднестатистического жителя Алматы совсем нет времени для того, чтобы долго выбирать. «При выборе куда пойти и где провести время с семьей, с друзьями самый важный критерий – ассортимент, удобство и комфорт. При выборе арендатора для нас самый важный критерий – это его профессионализм, ведь именно от того, какой человек стоит за развитием того или иного бренда, зависит и в целом его розничная сеть, и только потом деньги и желание»,– считает г-н Уразбаев. Отметим, что в молле «Апорт» впервые было внедрено понятие процент от оборота арендаторов, как основные условия аренды, и при выборе исходит из многих составляющих - это продажи на кв. м в год, и процент конверции (соотношение зашедших в магазин и сделавших покупки), дизайн-концепт магазинов, форматы площадей.

С возросшей конкуренцией торговым центрам важно учитывать предпочтения и желания потребителей. «Каждый кирпичик, каждый арендатор в молле «Апорт» выбирался из предпочтений нашего покупателя, изначально, когда еще создавался дизайн-концепт, мы очень длительное время проводили исследования, делали фокус-группы, чтобы более точно угадать, что важно сегодня для нашего покупателя», – подчеркивает г-н Уразбаев.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.07.2011 • 17:14 1400

Loading...