06.07.2011 • 17:18 1469

На переднем плане инноваций

Наша столица Астана является предметом гордости многих казахстанцев, и не только из-за своего внешнего убранства, но и по причинам высокотехнологичности города. Мало какие города мира могут похвастаться столь высокими стандартами инновационных технологий, которыми располагает в настоящее время Астана. Одну из ведущих ролей в этом процессе играет отечественный провайдер «Казахтелеком».

О настоящем и будущем столичной телекоммуникационной системы в интервью «Капитал.kz» рассказал генеральный директор городского Центра телекоммуникаций «Астанателеком» Ермек Куанышбеков.

– Насколько, на Ваш взгляд, доступность и развитость инновационных технологий важны для современного быстро развивающегося города?

– В современной жизни: на работе, дома, на отдыхе без средств телекоммуникации невозможно существовать. Если сравнить, как работал «Казахтелеком» еще десять лет назад: не было электронного документооборота, каждый филиал был сам по себе, вся информация сводилась в один центр и только потом обрабатывалась. Сейчас же все эти операции проводятся в режиме реального времени. К примеру, при помощи нашей корпоративной сети мы можем отслеживать все происходящее в Астане, находясь в разных городах и регионах страны.

В настоящее время услуги телекоммуникаций – это как ручка или бумага, сложно представить любое дело без них. Телекоммуникации – это те вещи, которые помогают человеку не просто работать или развлекаться, они помогают жить. При этом современное программное и аппаратное обеспечение позволяет очень многим предприятиям малого и среднего бизнеса, особенно штатом до 30 человек, вообще ничего не придумывать в области коммуникаций. А пользоваться «облачными» технологиями крупных провайдеров, таких как «Казахтелеком».

– А насколько тогда, по Вашей оценке, Астана в отношении инновационного развития города сейчас соответствует международному уровню?

– Обычная телефонная связь в Астане на 100% цифровая. Не так много городов в мире могут похвастаться подобными результатами. Касательно интернета, с 1 июля 2011 года АО «Казахтелеком» увеличило скорость на трех тарифных планах: «Megaline Hit», «Megaline Light» и «Megaline Box»: на внешние ресурсы до 2 Мбит/с, на внутренние – до 4 Мбит/с. Таким образом, для абонентов АО «Казахтелеком» в Астане скорость доступа к сети интернет увеличивается в 2 раза. Также на вышеупомянутых тарифных планах с 15 до 30 Гб увеличены порог трафика (на внешние ресурсы) и скорость после его преодоления – с 128 Кбит/с до 256 Кбит/с.

Кроме этого, мы постоянно модернизируем свою сеть и внедряем все новые проекты. Так, до конца 2012 года в планах компании ввести 27 тыс. портов по оптоволоконной линии FTTx (fiber to the x – оптическое волокно до точки X). Эта технология на сегодняшний день является самой современной.

Относительно социальной доступности интернета, то буквально 4 июля совместно с акиматом Астаны мы открыли WI-FI зону с бесплатным доступом в интернет для жителей и гостей столицы на бульваре Нур Жол. В ближайшем будущем вместе со структурным подразделением акимата Астаны «Казахстелеком» планирует оснастить основные районы города бесплатными WI-FI зонами. Это большой и длительный проект, который будет осуществлен в ближайшие несколько лет. Но первый шаг уже сделан.

В целом та телекоммуникационная связь, которая существует на данном этапе в Астане, отвечает всем мировым передовым стандартам.

– Сколько средств ежегодно компания выделяет на развитие инфраструктуры Астаны?

– В 2010 году было выделено 1 млрд 400 тыс. тенге. На текущий год запланировано освоить 1 млрд тенге, но при этом уже дополнительно выделено 400 тыс. Примерно такой же бюджет по модернизации телекоммуникаций Астаны будет выделен и в 2012 году.

– Какие специальные проекты были реализованы в столице за 13 лет ее существования?

– Еще тринадцать лет назад телекоммуникационная сеть Астаны состояла всего из 120 тыс. номеров, и на 70% это были аналоговые точки. А сегодня мы уже видим на 100% цифровую сеть, которая отвечает самым высоким современным стандартам средств связи.

К 2005 году в Астане была произведена полная замена аналоговых станций, таким образом телефонная сеть столицы является полностью цифровизированной. Монтированная телефонная емкость Астаны на сегодня составляет 233 тыс. портов. В дальнейшем расширение емкости будет производиться на базе технологий FTTx. Также на эти технологии планируется постепенный перевод и существующих телефонных номеров.

Кроме того, в Астане реализована услуга цифрового вещания под брендом «iD TV». Это интерактивная услуга, основанная на IP-технологиях. Помимо доступа к нескольким десяткам телеканалов, услуга имеет ряд уникальных возможностей: заказ видео по запросу, просмотр электронной программы передач, группировка каналов в пакеты в зависимости от личных предпочтений и потребностей, отложенный просмотр передач.

Столица Казахстана явилась стартовой площадкой для запуска услуги «iD TV». В коммерческую эксплуатацию в Астане услуга была введена в феврале 2009 года, и до ноября 2009 года столица оставалась единственным городом, где предоставлялась услуга «iD TV». В течение этого периода также было запущено пакетное решение «Выгодно вдвойне» (услуги Megaline + iD TV), что позволило обеспечить значительный приток абонентов «iD TV» среди абонентов Megaline. Кроме того, с марта 2011 года внедрены другие пакетные решения с услугой «iD TV» – «Выгодно втройне» и «iD Home», представляющие собой полный набор услуг (телефония, телевидение, интернет) по концепции Triple Play.

На 1 июля 2011 года количество абонентов услуги «iD TV» в Астане составило 10 787, около 7 000 из которых подключены в рамках пакетных решений.

Со 2 февраля 2009 года начато коммерческое предоставление услуг на базе SIP-платформы («iD Phone») в Астане, Алматы и областных центрах и крупных городах Республики Казахстан.

«iD Phone» – это новые возможности телефонии, организованные по сетям передачи данных на основе протокола SIP. «iD Рhone» позволяет оптимизировать затраты на построение производственной связи не только в масштабах одного офиса, но и по всему Казахстану. Среди основных услуг на базе SIP-платформы – виртуальная офисная станция, управление услугами через абонентский портал www.idphone.kz, универсальная голосовая почта, автоматический секретарь, виртуальный Call-centre. Также преимуществом услуги «iD Phone» является возможность поддержки широкого спектра абонентских SIP-устройств, включая телефоны, шлюзы, аналоговые терминальные адаптеры, софтфоны, видеотелефоны.

В результате за 2009-2011 годы в Астане подключено около 5 000 коммерческих номеров iD Phone порядка 2 000 абонентам, которым предложены пакеты услуг iD Phone, включающие услуги Hosted PBX с городскими номерами, доступ к сети интернет, набор услуг ДВО, управляемые через Web-портал.

Более того, в 1-м квартале 2010 года в Астане началось подключение услуги «iD Net». Это произошло с момента строительства сетей телекоммуникаций нового поколения на базе технологий FTTx, позволяющих передавать данные на более высоких скоростях, нежели по ADSL, а также способствующих развитию пакетных решений согласно концепции Triple Play (телефония, телевидение, интернет).

В настоящий момент монтированная емкость услуги «iD Net» в Астане позволяет подключить свыше 10 тыс. абонентов. В перспективе применение данной технологии позволит внедрить такие новые виды сервисов, как HD-контент, видеоконференцсвязь, высокоскоростной доступ к центрам обработки данных и др.

Megaline – это первая услуга широкополосного доступа к сети интернет, которая была представлена на казахстанском интернет-рынке в 2004 году. В городе Астана услуга Megaline предоставляется с 2005 года на базе технологии ADSL. За период развития Megaline с 2005 года по настоящее время было подключено порядка 68 тыс. абонентов.

На базе услуги Megaline предоставляются пакетные предложения, как уже говорилось ранее, «Выгодно вдвойне» (услуги Megaline + iD TV), Megaline + iD Phone, Megaline + iD TV+iD Phone. За этот период неоднократно были проведены широкомасштабные рекламные кампании «Megaline Box», осенние акции по стимулированию продаж Megaline.

Кроме того, 6 ноября 2008 года в столице Казахстана с участием премьер-министра РК Карима Масимова состоялась открытие Демонстрационного зала «Show Room». Демонстрационный зал «Show Room» – это уникальный проект среди телекоммуникационных операторов стран СНГ, который ставит целью повысить осведомленность населения о новых технологиях, услугах и сервисах, предоставляемых крупнейшим оператором связи РК АО «Казахтелеком».

Следует отметить, что в «Казахтелекоме» уделяют особое внимание персоналу. Вот уже 13 лет я работаю на различных руководящих должностях, и пришел к выводу, что каким бы ты ни был специалистом, без команды, в одиночку ты не сможешь ничего сделать. На протяжении всех 13 лет существования новой столицы Казахстана мы постоянно совершенствуем собственные трудовые ресурсы и уделяем этому очень большое внимание.


– Какие планы «Казахтелеком» ставит перед собой для реализации в Астане в ближнесрочной и долгосрочной перспективе?

– Очень большим проектом для нас сейчас является внедрение технологии FTTx. Для того, чтобы было более понятно, поясним: FTTx – это общий термин для любой компьютерной сети, в которой от узла связи до определенного места (точка X) доходит волоконно-оптический кабель, а далее, до абонента, – медный кабель. Таким образом, FTTx – это только физический уровень. Однако фактически данное понятие охватывает и большое число технологий канального и сетевого уровня. С широкой полосой систем FTTx неразрывно связана возможность предоставления большого числа новых услуг. Получается, что данная услуга – это смена менталитета пользователя. Меняется полностью архитектура сети.

Также раньше в связи с бурным ростом города в Астане у нас была очередь на телефонные номера. В связи с этим было принято решение запустить услугу Wireless local loop (WLL). Эта услуга «беспроводной абонентской линии» подразумевает под собой беспроводную связь, представляющую собой комбинацию радиотелефонной линии и стационарного телефона. WLL используется там, где подключение стационарного телефона к стационарным наземным телефонным сетям невозможно или слишком дорого, а также, например, в малонаселенных сельских регионах. Кроме того, данную технологию используют телефонные операторы, не обладающие собственными сетями, построенными на медно-проводной основе. Мы планируем расширять эту сеть в ближайшие годы.

Кроме этого, я чуть раньше говорил о запуске WI-FI зоны в Астане. Данное мероприятие стало первым в череде реализации совместного проекта акимата города и «Казахтелекома» под названием «Smart Astana». В проект входят и видеонаблюдение за городом, и ускоренный вызов полиции, скорой помощи и пожарной службы, возможность оплачивать различные коммунальные и другие счета. То есть максимально сделать жизнь горожан удобной, комфортной и эргономичной. В ближайшие три-пять лет этот проект должен быть реализован.

В недалеком будущем, возможно, будут созданы кондоминимумы – умные сети внутри районов, чтобы жители смогли удовлетворить все свои потребности на месте, не выезжая за пределы своего района.

Также сейчас на последней стадии тестирования находится услуга по Единой карте оплаты услуг «Казахтелекома». В скором времени для удобства наших клиентов эта система будет внедрена на территории Астаны. При этом следует отметить, что подобный способ оплаты или оплата посредством интернета наиболее удобны для абонентов. Машина есть машина, у нее не бывает плохого настроения, она не устает. Все это исключает человеческий фактор в отношении провайдера и абонента, что не может не приносить дополнительный комфорт.

– «Казахтелеком» сейчас начал развивать «облачные» технологии в Казахстане. Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этой инициативе. На какой стадии она сейчас находится?

– За «облачными» технологиями, безусловно, будущее телекоммуникаций. Как и большинство передовых решений в телекоммуникациях, «облачные» технологии очень развиты и востребованы в Астане. Специально для этого в «Казахтелекоме» даже создано отдельное подразделение. Что такое «облачные» технологии, это значит, у вас есть какой-либо единый доступ в интернет – и вам уже ничего не нужно. Отпадает необходимость прокладывать дополнительный кабель или устанавливать серверы, все эти услуги могут взять на себя «облачные» технологии.

В настоящее время в Астане работает гермозона (физическая среда, предназначенная для размещения, эксплуатации, администрирования коммуникационного оборудования) длиною около 200 метров, но она уже не справляется, и сейчас мы работаем над созданием еще одной зоны по обслуживанию «облаков».

Гермозона по сути – это помещение, в котором размещены серверы и рабочие станции со всеми необходимыми компонентами. Оборудование устанавливается в гермозоне со стабилизированным температурным режимом, обеспечены мощным блоком бесперебойного питания, несколькими независимыми вводами электропитания и автономным дизель-генератором.

В «Казахстелекоме» уделяется огромное внимание безопасности и качеству предоставляемых услуг. Примером наших высоких стандартов может служить то, что услугами «Казахтелекома» пользуется такие компании как Google и «Яндекс».

– Вы долгое время работали в разных регионах Казахстана. А сейчас руководите филиалом в Астане, в чем состоит для Вас сложность и особенность работы в столице?

– Во-первых, это огромное и постоянное волнение из-за того, что мы обслуживаем очень большое количество высокопоставленных государственных и международных лиц. Мы постоянно должны быть начеку, расслабиться просто нет времени. Зачастую нам приходится опережать ситуацию. То есть работать на опережение.

Также в столице нашей родины постоянно проходит множество международных мероприятий на самом высоком уровне.

В прошлом году мы обеспечивали очень крупное событие доля истории Казахстана – Саммит ОБСЕ. Было, конечно, несколько внештатных ситуаций, но, к счастью, со всеми ними удалось справиться. И за свою работу компания «Казахтелеком» получила благодарственное письмо от президента страны Нурсултана Назарбаева.

Кроме этого, в Астане очень сильная конкуренция. Сейчас в столице работает 36 операторов, помимо «Казахтелекома». Поэтому надо очень сильно стараться, чтобы удержать свои позиции на рынке.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

06.07.2011 • 17:18 1469

Loading...