29.06.2011 • 16:40 1069

Оптом дешевле

Чашка супа в объеме рекламного бюджета

Ко дню журналистики в Казахстане несколько деловых изданий получили неожиданное письмо гневного характера, в котором журналистов и руководство обвиняли в непрофессионализме. Достоянием общественности письмо стало после публикации его редакцией журнала «Эксперт-Казахстан». В редакцию «Капитал.kz» также поступило подобное письмо.

Суть претензии сводилась к следующему – журналист издания пришел на пресс-ланч финансовой компании «Real-Invest.kz», поговорил с ее представителями, покушал, но ничего не написал. Компания выразила свое возмущение таким, по ее мнению, неадекватным поведением совсем охамевших журналистов и спустя полтора месяца разослала редакциям гневные письма. Копию этого письма можно прочитать по следующей ссылке: http://yvision.kz/community/О%20Казахстане/170882.html. Мероприятие было посвящено открытию в стране бренда брокерских услуг и выходу на рынок новой торговой системы.

В своем письме финансовая компания недвусмысленно дала понять, что, организуя подобное мероприятие, надеялась на отдачу в виде какого-то объема информации. «Организовывая пресс-ланч, наша компания была уверена, что положительный опыт сотрудничества с вашим изданием, сложившийся в прошлом, позволит нам сотрудничать и в дальнейшем, так как мы были уверены в заинтересованности … (вставьте нужное издание – прим. ред.) освещать события на фондовом рынке, в его лояльности к участникам фондового рынка. В связи с этим мы рассчитывали на то, что ваша газета подготовит интересный материал, который всесторонне отразит тему встречи», – говорится в распространенном письме.

Желание руководства компании получить площадь для публикации понятно, однако вызывает удивление то, что компания считает, что приглашением в ресторан она уже может это себе обеспечить. Вызывает сожаление то, что есть люди, которые считают, что журналист готов отработать за ресторан «по полной программе». При этом компания посчитала, что гораздо проще и дешевле профинансировать пресс-ланч для пула журналистов разом, чем оплатить материал в каждом конкретном издании. Оптом, конечно же, дешевле, но лишь в том случае, если есть четко прописанные обязательства.

К сведению финансовой компании «Real-Invest.kz»: ни журналисты, ни редакторы не имеют таких обязательств перед приглашающей стороной по освещению их мероприятия, если не заключен контракт – какие бы подарки они ни дарили. СМИ имеют в первую очередь обязательство перед читателем. Специфика деятельности журналиста заставляет его выбирать что-то одно из многого. Журналист субъективно еженедельно выбирает наиболее интересные темы и пишет именно о них. Остальные темы либо отбрасываются журналистом и редактором, либо откладываются на какое-то время.

Редакция вполне допускает, что для компании «Real-Invest.kz» заявленная тема мероприятия была важна и интересна. Однако то, что она не получила отдачи от СМИ, означает следующее – или тема не актуальна для журналиста и они ошибаются, или они не смогли донести смысл события до представителей СМИ и редакторов.

Можно много и долго говорить о профессионализме представителей СМИ в Казахстане, но заявления в духе «Из чего можно сделать вывод, что издание не заинтересовано в сотрудничестве …, поддержании не только деловых, но и дружеских взаимоотношений», ставят вопрос о профессиональной компетенции тех или иных представителей отделов по работе со СМИ. Получается, что они не только не смогли сформулировать и «вкусно» подать тему журналистам, но и возложили всю ответственность за это на самих журналистов.

Взаимодействие спикера и журналиста основано на классической модели поставщика и клиента. То есть спикер высказывает интересную информацию, а журналист ее потребляет и ретранслирует в массы. К сожалению, создается впечатление, что для вышеназванной компании более приемлемо взаимодействие в стиле «я его позвал, он меня обслужил». Очень жаль, что руководство компании воспринимает своих партнеров как обслуживающий персонал.

«Направляя настоящее письмо, мы выражаем … свое крайнее недовольство. Сложившаяся ситуация ставит под сомнение возможность нашего дальнейшего сотрудничества в будущем», – пишет компания. PR, если обратиться ко всем известной Wikipedia, означает систему технологий создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. Далее материал свободной энциклопедии гласит: «Понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями как реклама, пропаганда, паблисити, журналистика, агитация, маркетинг и менеджмент».

В связи с этим хочется сделать вывод, что реклама, пропаганда, паблисити, маркетинг и менеджмент, не говоря об агитации вышеназванной финансовой компании, показывают не очень хорошие результаты. А это уже сигнал о том, что руководству компании надо исправлять ситуацию в лучшую сторону. Несмотря на то, что розничных инвесторов в Казахстане немного и компании борются за каждого, только их активность по привлечению новых клиентов и повышению финансовой грамотности населения может сделать этот рынок цивилизованным и вывести фондовый рынок на мировой уровень. Этому не способствуют подобные письма в ряд изданий, которые не могли не стать достоянием общественности. Хотелось бы также отметить, что если компания хочет получить материал по итогам неинтересной пресс-конференции, то для этого существуют коммерческие отделы во всех без исключения деловых изданиях Казахстана, и более того, Евразии, Америки, Австралии и Африки.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

29.06.2011 • 16:40 1069

Loading...