Средний бизнес хочет понятных правил игры и налогообложения
В минувшую пятницу в Алматы прошел «круглый стол», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА Казахстан» и посвященный проблемам и перспективам среднего бизнеса в РК. Одними из ключевых проблем, по мнению предпринимателей среднего звена, являются непонятная классификация и неправильная система налогообложения.
«Наши предложения следующие. Все предприятия микробизнеса перевести на патентную систему налогового регулирования и для всех предприятий малого бизнеса повысить обороты необлагаемого НДС со 100 млн до 500-600 млн тенге, и весь этот режим сделать доступным для всех категорий малого бизнеса, – сказал президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Михаил Глухов. – Это позволит сделать большинство балансов предприятий прозрачными, появится возможность платить «белую зарплату», а также будет возможность платить КПН и самое главное – уйти от системы бесконечного обнала, других черных схем и так далее».
Вопрос классовой идеологии
Понятие МСБ, по мнению предпринимателя, является некорректным и не всегда отражает специфику деятельности и, кроме того, объединяет два мало связанных друг с другом класса.
«По той градации, которая существует, производительность одного работника малого бизнеса в год составляет $12000, при подушевом доходе на уровне $9000. то есть у нас один работник не «кормит» и полутора человек, тогда как в мире один работник МСБ «кормит» 5-7 человек. Поэтому эта градация абсурдна и сдерживает развитие бизнеса. Самое главное – она не дает возможности гармонизировать отношения бизнеса с государством, налоговыми органами», – говорит Михаил Глухов.
Гармонизация отношений с госорганами – главная причина, почему средний бизнес ратует за новую структуру отношений. По словам г-на Глухова, существующая градация не корректна и не способна разграничить средний, крупный и малый бизнес.
«Когда начали реализовывать программу ДКБ 2020, столкнулись с тем, что ни одно предприятие невозможно профинансировать по программе, потому что оно не является малым. У крупных предприятий активы больше, чем 325 тысяч МРП – а это, грубо говоря, завез на склад товаров на $3 млн – и ты уже стал крупным предпринимателем. Мы сталкивались в своей практике с тем, что малые и средние предприятия попадали в категорию крупных по этой градации», – отметил он.
Отсутствие корректной градации и нежелание среднего предпринимателя входить в когорту крупных заставляет их применять серые схемы и мимикрировать в менее представительский класс.
«Средний бизнес это другая вселенная по сравнению с малым и микро бизнесом и ее надо стараться разделять. Если есть возможность уйти от определения МСБ – надо это сделать», – отметил директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов.
Заплатил налоги – спи спокойно
В связи с недостаточно корректной градацией бизнеса возникает проблема налогообложения. Бизнес стремится оптимизировать свою деятельность и старается пользоваться льготами менее сильных звеньев.
«Если говорить по налоговой сфере, то мы считаем, что из-за отсутствия гармоничной системы оценки бизнеса у нас отсутствует гармоничная система налоговых отношений. А когда отсутствует гибкая система налоговых отношений, возникает серая неформальная система налогового регулирования», – сказал Михаил Глухов.
По его словам, из 40 тысяч отчитавшихся по итогам 2009 года в Алматы предприятий более 22 тысяч не платят налоги, из которых, в свою очередь, 11 тысяч показывают убытки.
«Налоги, которые государство хочет получать, сегодня намного выше, чем те налоги, которые бизнес может платить», – констатировал он.
При этом предприниматель, уклоняющийся от налогов, по мнению экономиста Рахима Ошакбаева, попадает в порочный круг – «уклоняясь от уплаты налогов, предприниматель становится уязвимым и таким образом всегда склонен уходить в серую зону, аккумулировать деньги, потому что правовые риски очень высокие», – пояснил он.
Одним из ключевых вопросов обсуждения системы налогообложения стал пункт об отмене или модификации НДС на внутренний оборот.
«НДС, возвращаемый экспортерам, выше, чем НДС, собираемый с внутренних оборотов. Ни один год не было положительного результата. Мы собираем налог с местных предпринимателей и возвращаем его экспортерам, – прокомментировал Рахим Ошакбаев.– Мы предлагаем заменить НДС налогом с оборота. Вы получите тот же самый объем платежей, если замените его 5% ставкой налога с оборота. С учетом эффекта кривой Лаферра вы значительно повысите собираемость налогов и упростите ведение бизнеса». В конечном итоге все выступления бизнесменов сводились к простой истине, удачно сформулированной Михаилом Глуховым – «органичное сочетание малого, среднего и крупного бизнеса по градации, соответствующей международной практике, приведет к тому, что люди будут стремиться развиваться».