15.06.2011 • 16:44 1325

Под крылом у президента

Централизация усилий по поддержке МСБ просто необходима

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что интересы казахстанского МСБ пока некому отстаивать на государственном уровне. За решением вопросов крупного бизнеса государство зачастую забывает о нуждах МСБ, оставляя их на откуп самих субъектов предпринимательства.

Среди таких проблем нужно отметить, во-первых, отсутствие четкой программы по развитию МСБ. Во-вторых, в РК нет координации между государственными и выборными органами в принятии законодательных норм.

В то же время, по оценке Талгата Доскенова, президента Казахстанской ассоциации предпринимателей, «национальные корпорации не дают развиваться представителям МСБ». По его словам, действующее в РК законодательство весьма жестко по отношению к МСБ.

Другой насущной проблемой предпринимателей сектора МСБ является их существование в рамках Таможенного союза (ТС). Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматуллина утверждает, что «формирование законодательно-правовой базы ТС прошло в спешке и без участия представителей МСБ, в связи с этим их интересы не были учтены». «В дальнейшем подобного не должно быть. Необходимо лоббировать интересы малого и среднего бизнеса при составлении нормативов ТС», – заключает аналитик.

«В настоящее посткризисное время рынок МСБ замер, и он не развивается. Аппарат президента взял «на ручное управление» все вопросы, связанные с МСБ. Но это неправильно. Необходим единый орган, который бы отвечал всем требованиям времени в отношении ситуации с МСБ в Казахстане», – считает Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП).

На защите интересов МСБ

Для решения всех указанных проблем бизнеса участники рынка предлагают создать агентство по МСБ при президенте РК. «Сфера бизнеса затрагивает очень многие отрасли – торговлю, туризм, производство, сферу услуг. Поэтому надсекторальное агентство более эффективно, – раскрывает подробности инициативы г-н Акуов. – Оно будет курировать и регулировать все связанные с бизнесом вопросы в различных комитетах и ведомствах, в том числе на законодательном уровне. Потому что принимается немало законов, которые препятствуют развитию бизнеса», – говорит эксперт.

По мнению инициаторов создания нового госоргана, агентство по развитию бизнеса должно заниматься и вопросами финансирования. «Сейчас кредитование МСБ находится в ведении фонда «Даму». Однако у бизнес-сообщества накопилось немало замечаний по поводу эффективности и прозрачности кредитования бизнеса», – отмечает г-н Акуов.

По словам представителей НАП, возглавлять агентство должен не чиновник, который имеет весьма абстрактное представление о проблемах бизнеса, а человек из среды предпринимателей, знающих проблемы не только своей, но и других отраслей, имеющий большой опыт организаторской работы.

«Правительство не может всю жизнь опираться на 30-40 крупных компаний. МСБ – это простой народ, люди, которые не только сами себе находят источник дохода, но и создают рабочие места. Малый бизнес – это гарантия социальной стабильности общества», – утверждает Талгат Акуов.

Президент РК Нурсултан Назарбаев поставил задачу создать площадки для взаимодействия неправительственных организаций и государства. Одним из таких площадок и должно стать агентство, которое призвано объединить все НПО, которые занимаются вопросами МСБ. «Данная инициатива весьма необходима, но важно, чтобы она не стала одним из множества обещаний, а реально работала», – подчеркивает Ляззат Ишмухамедова, директор Ассоциации женщин «Молдiр».

«Агентство МСБ должно стать мостом между бизнесом и государством», – считает г-жа Рахматуллина

На кого ориентируемся

При решении о создании отечественного агентства, способного посодействовать в развитии МСБ, казахстанские эксперты ориентировались на опыт ведущих мировых экономик.

Так, в Великобритании весь комплекс государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется специально созданным единым правительственным органом – организацией по поддержке малого бизнеса (Small Business Service – SBS). SBS является самостоятельным агентством в составе министерства торговли и промышленности.

В 1953 году в США создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Бюджет АМБ составляет более $2 млрд в год.

На сегодня 27% государственного заказа в Америке направляется на исполнение именно в малые предприятия. 70% бюджета самой АМБ также напрямую направляется малым предпринимателям. Такая политика дает свои результаты, по данным статистики, каждый вложенный в поддержку малого бизнеса доллар оборачивается прибылью для государства в размере $1,5.

В то же время для Казахстана может быть полезен американский опыт не только в вопросе создания единого органа поддержки, но и по вопросу определения понятий.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

Как утверждают аналитики, в РК размыты понятия малого и среднего бизнеса. Зачастую их путают либо отождествляют. Именно по этой причине появляются некоторые перегибы. К примеру, на малый бизнес приходится 1% всего производства в стране, тогда как 90% всех проверок в нашем государстве проходит именно в субъектах малого бизнеса.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

15.06.2011 • 16:44 1325

Loading...