На многие вопросы было пересмотрено отношение после кризиса
Последние годы ознаменованы для Казахстана как время выхода из кризиса и роста благосостояния населения. Об этой тенденции говорят представители иностранных компаний, вновь выходящие на отечественные рынки. Важно, что в данной тенденции стали участвовать не только компании крупного бизнеса, но и сотрудничество на уровне малого и среднего бизнеса также нацелено на рост. Одной из таких компаний является немецкая «Madeira».
Возвращаясь в рынок
Как стало известно «Капитал.kz», опыт сотрудничества компании в нашей стране не всегда был положительным. Около десяти лет назад она попыталась наладить поставки своей продукции в Казахстан. Тогда они нашли в РК партнеров и произвели первые поставки. Проблема в том, что в Европе принято работать без предварительной оплаты, каждая фирма ценит свою репутацию и сделает все, чтобы ее сохранить. Однако в Казахстане это правило действует не всегда. И после первой поставки продукции Madeira оплаты со стороны казахстанских партнеров не последовало. Этот прецедент на долгое время отбил охоту у компании осваивать наш рынок.
После кризиса одним из способов выхода из сложившейся ситуации для компаний стал поиск новых рынков. В это время компания решила попробовать снова предложить свою продукцию на рынке РК. «В 2010 году мы стали самостоятельно совершать закуп швейных ниток и аксессуаров для шитья, непосредственно в Германии. И в настоящее время представляем интересы фирмы Madeira в Казахстане», – говорит Дмитрий Дзибалов, коммерческий директор ТМ «Швейный мир».
«За счет роста новых рынков, в том числе и казахстанского, компании в прошлом году удалось повысить свои продажи на 10%. Вместе с тем Казахстан рассматривается нашей компанией как рынок с очень большими перспективами для наших товаров», – подчеркивает руководитель компании Михаэль Шмидт.
В то же время в компании хотели бы выстроить отношения с казахстанской стороной с прицелом на дальнейшее сотрудничество. «Мы хотели бы выстроить партнерство на долгосрочной основе с Казахстаном, ведь любое сотрудничество начинается с малого, а потом возможно уже перейти к более обширным поставкам», – считает Елена Юнг, менеджер по экспорту немецкой компании.
Китайское «но»
Однако в радужной перспективе казахстанско-немецкого взаимодействия вступает третий фактор – непосредственная близость к нашему рынку многочисленных производителей из Китая. Г-н Дзибалов подчеркивает, что «спрос диктует предложение, поэтому каждая категория покупателей выбирает свой товар. На нашем рынке продаются нитки разных производителей. Одни выигрывают за счет цены, другие – за счет качества. И у тех, и у других есть своя ниша. Мы первыми в Казахстане стали торговать нитками немецких производителей. По цене на одну катушку немецких ниток можно купить 5-7 китайских, тем не менее ассортимент этих ниток растет с каждым днем, и объемы продаж не снижаются», – заключает эксперт.
Вместе с тем представители Madeira говорят о появившейся в последнее время тенденции роста покупательской способности в странах СНГ. Данный тренд заключается в том, что с ростом благосостояния покупатель стал отдавать предпочтение правильному соотношению цены и качества, а не покупать тот или иной товар только из-за его дешевизны. «В регионе, и в частности в Казахстане, мы чувствуем рост спроса на высококачественный продукт, невзирая на его большую стоимость по сравнению с товарами более низкого качества», – заявляет г-жа Юнг. Это утверждение подтверждается и словами казахстанских бизнесменов. Так, г-н Дзибалов полагает, что «так как компания осуществляет уже третью поставку и смогла разместить свою продукцию в Алматы, Караганде и Петропавловске, то можно с уверенностью сказать, что товары Madeira пришлись по душе казахстанцам».