Автомобильная промышленность Казахстана будет развиваться?
На этой неделе Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) подвела итоги 2010 года, поделилась планами на будущее, а также высказала свое отношение к Таможенному союзу. Казахстанский авторынок в 2010 году показал стабильный рост. Официальные автодилеры реализовали 22 409 автомобилей, что на 14,5% выше, чем в 2009 году. Лидером на рынке стала компания «БИПЭК АВТО», реализовавшая 60% от всей техники, проданной на рынке Казахстана. Следующие позиции распределились так: компания «Вираж» – 17%, «MERCUR Auto LTD» – 14%, КМК «Астана Моторс» – 12 %, «Allur Auto» – 4%, оставшийся сегмент рынка поделили между собой другие компании.
Легковые автомобили занимают большую часть всех реализованных автомобилей – 58,2% от общего количества продаж, это 10 976 автомобилей. Далее наибольшим спросом пользуются внедорожники – 38,5% и 7 260 единиц. Легкая коммерческая техника занимает долю в 3,2% от общего количества проданных автомобилей за 2010 год.
Среди марок автомобилей три первых места по объему продаж составляют бренды Lada, Toyota и Uz-DAEWOO. Продажи автомобилей Lada по сравнению с 2009 годом выросли на 28%, японский автомобильный бренд Toyota снизил свои продажи на 5%, продажи продукции Uz-DAEWOO выросли на 39%. Несмотря на то, что продажи Toyota снизились, автомобили этой марки по единицам проданной техники все же занимают второе место.
Ассоциация казахстанского автобизнеса провела переговоры с банками по вопросам льготного кредитования покупок автомобилей, собранных в Казахстане. «Услугами льготного кредитования можно будет пользоваться в начале мая этого года», – сообщает Андрей Лаврентьев, генеральный директор «Allur Auto». В рамках этого проекта банками были сформированы специальные льготные программы для юридических лиц в рамках индустриальных проектов, и для физических лиц.
Ставки льготного кредитования при покупке автомобиля казахстанской сборки существенно снижены – на 4-5%. В рамках данного проекта ведутся переговоры не только о снижении процентной ставки, но и о периоде каникул. Здесь идет речь о 4 – 6 месяцах, в течение которых заемщик не будет выплачивать кредит. «Это не глобальный срок, но уже существенный шаг на встречу потребителю», – считает г-н Лаврентьев.
На территории Казахстана в рамках индустриальной программы развития организуется производство по сборке автомобилей. В конце 2009 года был подписан ряд соглашений в рамках данной программы и, по заверениям г-на Лаврентьева, «в 2010 году эту программу начали реализовывать». В 2010 году на базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» в Костанае была налажена сборка южнокорейских внедорожников SsangYong, «Мы уже произвели 180 автомобилей», – делится достижениями Андрей Лаврентьев.
В связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз АКАБ выражает большие надежды на развитие автосборочной структуры. «Таможенный союз уже на сегодня принес свои плоды», – заявляет г-н Лаврентьев. В рамках Таможенного союза в Казахстан будут попадать автомобили российского производства по сниженным ценам с учетом вычета НДС и таможенных пошлин.
Так, разница в стоимости привезенного автомобиля и автомобиля, собранного в Казахстане, по словам г-на Лаврентьева, «в среднем ниже на $5 тыс.», что является значительным для казахстанцев. «Сборка в Казахстане не должна быть локальной», – призывает Андрей Лаврентьев. По сообщению Арсения Сидорова, главы АКАБ, «Азия Авто» уже включена в реестр производителей, которые имеют право продавать свою продукцию на российском рынке. Выходу на российский рынок будет способствовать политика дифференциации производителя. «Так, какие-то модели будут производиться у нас, а другие в России», – говорит г-н Сидоров. Помимо регламентации сборки моделей, на руку нам сыграет логистика. «Некоторые области РФ расположены территориально ближе к нашему производству, и экспорт из Казахстана будет обходиться дешевле, чем перевозка по РФ», – заверяет Владимир Попов, представитель «БИПЭК АВТО».