Повышение таможенной пошлины на нефтепродукты призвано повысить цены на ГСМ на внутреннем рынке, усилить его привлекательность и предотвратить дефицит топлива. Однако, с другой стороны, оно еще более монополизирует внутренний рынок за счет разорения мелких торговцев ГСМ.
Недавно правительство Казахстана повысило ставки вывозной таможенной пошлины на легкие и средние дистилляты, а также некоторые виды газойлей. С 1 января 2012 года они находились на уровне $143,54 за тонну, теперь повышаются до $168,88 за тонну.
В свою очередь экспортная пошлина на жидкие топлива, нефтяной битум и некоторые виды газойлей увеличена с $95,69 за тонну до $112,59 за тонну.
Ставка экспортной пошлины на сырую нефть осталась без изменений – $40 за тонну.
Ничего нового, все по-старому
Еще в 2010 году казахстанское правительство повышало ставку таможенной пошлины на нефтепродукты с $67,29 за тонну до $82,96. А все потому, что тогдашние цены на нефтепродукты внутри страны были таковы, что производителям становилось значительно выгоднее экспортировать товар – этому, по сути, и пытаются помешать власти, повышая пошлины.
Причем эксперты обращали внимание не на местных производителей, а на возможную реакцию российских поставщиков углеводородов. Кстати, тогдашняя попытка оставить российскую нефть, переработанную на местных НПЗ, в стране путем повышения экспортных пошлин на нефтепродукты оказалась неудачной.
Россия на протяжении многих лет ввозит сырую нефть в РК на переработку, а итоговые нефтепродукты частично вывозит обратно для продажи у себя. В принципе, это и есть так называемая давальческая схема. Именно она менее всего устраивает казахстанские власти. Лучший вариант – сделать так, чтобы россияне не вывозили, а реализовывали нефтепродукты внутри Казахстана. Вместе с тем правительство понимает, что запрещать вывоз нерационально. В сентябре 2009 года была предпринята попытка запретить вывоз нефтепродуктов, что сразу привело к дефициту ГСМ на рынке. Российские компании резко сократили объемы поставок сырья на НПЗ Казахстана, которые, к слову, без поставок извне загружены в лучшем случае наполовину своих возможностей. Ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля властей, спасла только отмена вышеупомянутого запрета на экспорт нефтепродуктов.
Казахстанское правительство решило идти по рыночному пути: вместо запрета на вывоз повысить таможенные пошлины.
Риски очевидные
Эксперты предупреждают, что рост таможенных пошлин на нефтепродукты в условиях минимальной пошлины на сырую нефть приведет к дефициту топлива на внутреннем рынке, снижению объема переработки сырой нефти в РК и росту цен на ГСМ.
Так, например, еще в феврале текущего года председатель правления объединения юридических лиц (ОЮЛ) «Казахстанская топливная ассоциация» Болат Ауетаев заявил, что «для решения проблем на топливном рынке необходимо сократить разницу цены на ГСМ между Россией и Казахстаном до 10%». «Сейчас она выше 20%», – добавил он. В противном случае на топливном рынке нестабильность сохранится, и компании будут продолжать сокращать отпуск топлива.
Вместе с тем снижение объемов переработки нефти налицо и уже стало хроническим. Парадоксально, что показатели по добыче растут, а переработка – падает. Так, Павлодарский нефтехимический завод при мощности 7,5 млн тонн в 2004 году был загружен на 2,9 млн тонн, то есть на 38,7%. Для сравнения: в 2011 году завод переработал 4,5 млн тонн сырой нефти. Причем он работает исключительно на российской нефти.
Шымкентский НПЗ при мощности 6,3 млн тонн, в 2004 году переработал 3,5 млн тонн, то есть 55,5%. Для сравнения: в 2011 году здесь переработано 4,6 млн тонн сырой нефти.
Атырауский НПЗ при мощности 4,8 млн тонн был загружен на 2,9 млн тонн, то есть на 61,1%. Для сравнения: в 2011 году предприятие переработало 4,47 млн тонн сырой нефти.
Таким образом, при суммарной мощности трех НПЗ в 18,6 млн тонн в 2004 году они были загружены на 49,2%. Тогда как в 2011 году, при такой же суммарной мощности, они переработали 13,6 млн тонн сырой нефти. Рост переработки заметен, но до полной загрузки еще далеко.
А мешает загрузке НПЗ низкий уровень пошлин на экспорт сырой нефти. Добывающим компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем поставлять на казахстанские перерабатывающие заводы.
Кстати, рост цен на ГСМ, вполне возможный при росте таможенной пошлины на нефтепродукты, с одной стороны, делает рынок привлекательным, с другой стороны, приведет к разорению мелких розничных торговцев ГСМ, монополизации рынка и недовольству населения.
Причем основным фактором роста цен на ГСМ стал Таможенный союз. Цены на казахстанском рынке теперь привязаны к ценам на ГСМ на российском рынке. В 2011 году, когда цены на ГСМ в Казахстане росли очень быстро, большая группа мелких автозаправочных станций (АЗС) разорилась. Теперь грядет вторая волна банкротств. На фоне разорения мелких АЗС укрепляются позиции крупных. Они будут и дальше консолидировать активы, тем самым монополизируя рынок. А что бывает, когда на рынке остаются крупные сети, знают все.
Аманжол Сагындыков