USD
474.62₸
+2.130
EUR
517.19₸
+1.750
RUB
5.39₸
-0.020
BRENT
83.63$
BTC
65858.40$
+1188.900

Нурлан Алдабергенов: «Сейчас важно гармонизировать законы стран ТС»

Законодательная работа стран-участниц Единого экономического пространства идет по запланированному графику. Первостепенными зада...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нурлан Алдабергенов: «Сейчас важно гармонизировать законы стран ТС»- Kapital.kz

Законодательная работа стран-участниц Единого экономического пространства идет по запланированному графику. Первостепенными задачами на ближайший год, по словам Нурлана Алдабергенова, члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, станут гармонизация законодательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей продуктов и услуг.

 – Нурлан Шадибекович, Евразийская экономическая комиссия функционирует уже год. Можно ли подводить какие-то итоги?

 – Для начала хочу напомнить, что Евразийская экономическая комиссия была создана 1 января текущего года. Это наднациональный орган, который решает в основном экономические вопросы. В настоящее время у нас нет границ, и поскольку они открыты, идет активный товарообмен. За последний год его объем значительно возрос. Это большое достижение, и это только начало большой интеграции, которую мы изначально закладывали в вопросах сотрудничества. Любое открытие границ – это самое величайшее достижение в решении вопросов торговли того или иного государства. Это дает возможность предпринимателям свободно перемещаться из одной страны ЕЭП в другую. Но в то же время у стран-участниц возникают следующие вопросы: каким будет законодательство и как будет работать правовое поле в рамках сотрудничества. Первым делом, на наш взгляд, должна пройти гармонизация законодательства России, Беларуси и Казахстана.

 – Что подразумевается под гармонизацией законодательства трех стран в области конкурентной политики?

 – Мы должны адаптировать наши законы. Если, к примеру, предприниматель из Беларуси знает правила бизнеса на своем рынке, знает поведение субъектов, знает, какие имеются меры пресечения нарушений, и решает наладить бизнес в России, то сталкивается уже с другими правилами. Для того чтобы облегчить товаропроизводителям жизнь и для того чтобы товарообмен шел преимущественно в правовом поле, первая задача, которая стоит перед нами, это гармонизация законодательства в области конкурентной политики. Между Казахстаном, Беларусью и Россией есть соглашение, которое предусматривает решение вопросов гармонизации. До июля следующего года планируем гармонизировать законодательство в области антимонопольной политики. Закон о конкуренции у трех государств есть, но с ним также требуется провести работу. Первое из государств, которое уже будет принимать закон с поправками о конкуренции с учетом тех требований, которые предъявляют Единое экономическое пространство, Евразийская экономическая комиссия на предмет гармонизации, это Республика Казахстан. Думаю, что в ближайшие месяцы будет вноситься на обсуждение закон о конкуренции с учетом новых поправок.

На втором месте идет Беларусь. Там закон о конкуренции с учетом требований гармонизации рассматривается в правительстве. В Российской Федерации закон сейчас находится в федеральных органах, на рассмотрении исполнительной власти. Эта работа – первый этап гармонизации. До июля следующего года все три страны-участницы должны полностью гармонизировать антимонопольное законодательство и зафиксировать дату исполнения. Следующая задача – устранение барьеров. Именно для этого и была создана комиссия. Барьеры бывают на законодательном уровне, на уровне постановления правительства, на уровне ведомственных актов и актов центральных исполнительных органов. Эту задачу мы также должны разрешить до июля следующего года. В октябре следующего года, поскольку мы уже гармонизируем наше законодательство, главами трех государств будет принят документ, где зафиксируется факт выполнения этих видов работ.

 – Как решаются вопросы единой конкурентной политики на территории ТС? В чем заключается работа комиссии?

 – Евразийская экономическая комиссия имеет несколько основных направлений, по которым ведет работу. Это вопросы экономики, интеграции, таможенной политики, технического регулирования, транспорта, энергетики, антимонопольного законодательства. Все эти направления очень важны. И одним из важных направлений также является конкурентная политика. Это вопросы антимонопольного регулирования, то есть меры пресечения, правил поведения на рынке субъектов. Также вопросы ценового регулирования, тарифной политики, вносятся и рассматриваются вопросы государственных закупок. Поскольку у нас границы открыты, поэтому каждый предприниматель, каждое юридическое или физическое лицо хотят участвовать в различных конкурсах, проводимых тем или иным государством.

– Каковы различия в государственном антимонопольном регулировании Казахстана, России и Беларуси?

– Законы очень близки. Существенных различий в этом плане нет. К примеру, в России случай злоупотребления доминирующим положением принимается и в Казахстане, и в России – до 10% от полученного необоснованно дохода. В законе Беларуси – до 15%. Цифры не совсем разнятся. Наша задача их приблизить. Другой вопрос – барьеры в области лицензирования. В настоящее время, допустим, и Казахстан, и Беларусь свободно реализуют табачные изделия на территории Беларуси, но поскольку эта область лицензируемая, ее сначала необходимо получить. Здесь могут возникнуть административные барьеры. Либо, например, юридические услуги. Казахстанский юрист в Беларуси работать не сможет, так как ему также необходимо будет получить лицензию. Вот эти все барьеры нужно обсуждать и выравнивать.

 – Бытует мнение, что за основу документов, принимаемых в рамках формирования единой конкурентной политики, берется антимонопольное законодательство одной из стран-участниц Таможенного союза.

 – Этот вопрос часто задают. Нельзя выделить, что законодательство какой-то из трех стран лучше. К примеру, возьмем Республику Беларусь. Здесь антимонопольное законодательство очень жесткое, с большими штрафами, и практически введено государственное ценовое регулирование. Поэтому в данной части все регламентировано. Мы понимаем, что с одной стороны, надо сделать нормы посвободнее. Но с другой стороны, жесткое регламентирование ужесточает и укрепляет порядок.

 – Какие меры пресечения будут приниматься в отношении нарушителей антимонопольного законодательства?

 – При нарушении субъектом антимонопольного законодательства применяется штрафная санкция. Это 10% от объема полученного дохода. В настоящее время она действует и останется в данных законопроектах. Но необходимо вводить более мягкие нормы – предостережение, предупреждение. Это профилактические меры, которые хотя бы на определенном этапе несколько воспитывают. Сейчас в этом плане соответствующий законопроект проходит обсуждение. Если мы примем эти нормы, конкуренция между странами улучшится, выйдет на более высокий уровень.

 – Расширение рынка, безусловно, повлекло за собой усиление конкуренции. Выдерживает ли Казахстан натиск бизнесменов остальных стран-участниц ЕЭП?

 – Это хороший вопрос и он довольно часто обсуждается в прессе. Мы сейчас можем зайти в магазин, и увидим увеличение ассортимента продуктов. Для потребителей это хорошо. Если, конечно, не смотреть на такие экономические явления, как инфляция, поднятие цен на электроэнергию или ГСМ. Но в этом плане перед производителями сейчас ставится очень серьезная задача. Они должны быть уже конкурентоспособными. В этих условиях они должны уметь вести борьбу, должны быть более инновационными, должны конкурировать, осваивать рынки. Перед нашими бизнесменами, предпринимателями задача должна стоять даже не как в оборонительной части, а должна стоять наступательная задача вхождения в рынки других государств. Тогда мы сможем быть конкурентоспособными.

 – Как вы оцениваете активность наших бизнесменов, их заинтересованность?

 – Динамика положительная. Думаю, что картина будет вырисовываться по истечении года. Пока мы видим увеличение ассортимента, а давать оценку предпринимателям еще рано. Они должны адаптироваться, перенастроиться. В этом случае можно будет давать оценку. Сейчас волей наших глав государств созданы все условия, рынки открыты, правовое поле отрабатывается, какие есть барьеры – устраняются. Все делается для наших предпринимателей.

Мариям Бижикеева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.