Кыргызстан четко понимал, что без участия Казахстана проект энергетического кольца так и остался бы на бумаге. Глава РК согласился поддержать проект, но еще раз подчеркнул, что соседи должны жить, опираясь на собственные силы.
В ходе состоявшегося недавно визита в Кыргызстан президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал знаковое заявление. «Нам (Казахстану и Кыргызстану) нужно энергетическое кольцо – будем строить линию электропередачи Алматы – Кемин», – сказал он во время брифинга в Бишкеке.
По мнению главы РК, гидроэлектроэнергия в Кыргызстане является мощным экспортным потенциалом. «Это касается и Камбаратинской ГЭС, это касается и других электростанций. Мы понимаем, что только Казахстан способен за твердую валюту покупать электроэнергию у вас. То есть все это мы договорились учитывать и работать на взаимовыгодных условиях», – заметил Нурсултан Назарбаев. Но добавил, что Кыргызстану пора рассчитывать на собственные возможности. «По всем вопросам, продовольствия, ГСМ и когда надо было, по посевному зерну – все, что возможно, мы помогаем. Но страна должна жить, опираясь на собственные силы. За гуманитарную помощь и постоянные кредиты невозможно поднять страну. Поэтому я как старший, не в порядке назидания, а в порядке совета, говорю: надо работать. А чтобы работать, нужно создавать рабочие места», – добавил президент РК.
У Кыргызстана нет выхода?
Глава Казахстана увязал вопрос увеличения инвестиционного потока с вопросом вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.
«Мы хотим, чтобы Кыргызстан быстрее стал членом Таможенного союза. Тогда все вопросы будут решаться легче, в том числе получение денег из фонда развития ЕврАзЭС, о чем мы тоже говорили, в объеме $100 млн. И в этом вопросе мы тоже будем помогать…», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Пока самые главные препоны в этом вопросе – неадаптированность национального законодательства, необходимость проработки перечня товаров, по которым Кыргызстан должен взять паузу, зияющие дыры в таможенном законодательстве и слабый контроль со стороны кыргызских властей на границах.
Напомним, что Кыргызстан еще в апреле 2011 года обратился от имени премьер-министра Кыргызской Республики в межгосударственный совет ЕврАзЭС – высший орган комиссии Таможенного союза о намерении вступить в переговорный процесс по присоединению к организации.
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге страны-члены Таможенного союза дали принципиальное согласие на присоединение Кыргызстана к интеграционному объединению. Созданная сторонами уполномоченная рабочая группа ведет анализ национального законодательства на соответствие соглашениям Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также готовит перечень чувствительных товаров для переговоров на предмет исключений из Единого таможенного тарифа для Кыргызской Республики.
По сути, если Кыргызстан не вступит в Таможенный союз, то под угрозой может оказаться большая часть экспорта. Та же электроэнергия, которую Бишкек поставляет России и Казахстану, будет облагаться высокой таможенной пошлиной, что не может не сказаться на ее конкурентоспособности.
Казахстанские эксперты сомневаются…
Впрочем, казахстанские эксперты так и не пришли к единому мнению по вопросу вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Экспертное сообщество разделилось: одни считают, что вступление Кыргызстана в Таможенный союз несет в себе большие проблемы во многом именно Казахстану, другие убеждены в том, что именно Казахстан извлечет большие выгоды от членства Бишкека в интеграционном объединении.
Так, в своих комментариях РИА «Новости» эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов подчеркнул, что у Кыргызстана отсутствуют базовые для Таможенного союза условия: способность контролировать свои границы, платежеспособное население и значительный, с точки зрения стран-участниц, рынок для сбыта товаров. Это в дополнение к неадаптированности национального законодательства к требованиям Таможенного союза.
И он не одинок в своих опасениях. Казахстанский экономист Галина Нахманович, комментируя РИА «Новости» вопрос возможного вступления Кыргызстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, более подробно остановилась на других рисках. «Для Казахстана как ближайшего соседа Кыргызстана вступление экономически отсталой и политически нестабильной страны в Единое экономическое пространство несет определенные угрозы и риски политического, общеэкономического, конкурентного, инфляционного и социально-нравственного характера», – подчеркнула она.
Но не все эксперты в данном вопросе единодушны. Так, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Санат Кушкумбаев также в своих комментариях РИА «Новости» заметил, что не видит ничего плохого в том, что Кыргызстан может стать членом Таможенного союза. «Могут появиться как выгодные сферы для приложения капитала, так и иные конкурентные преимущества», – продолжил он.
Нужен ли Таможенный союз Кыргызстану?
Этот вопрос, наверное, и сегодня, и завтра, и в ближайшее время будет одним из самых важных. Г-н Кушкумбаев считает, что даже в условиях принятия Бишкеком политического решения о вступлении в Таможенный союз имеется одна ключевая проблема. «Выполнение соглашений и новых обязательств (в рамках Таможенного союза) способно стать серьезной проблемой для экономики этой страны, где теневая часть является доминирующей», – подметил он.
Кстати, когда глава Казахстана Нурсултан Назарбаев во время своего визита в Кыргызстан говорил о взаимной выгоде, он имел в виду обстоятельство, упомянутое Санатом Кушкумбаевым.
Конечно, работающим легально кыргызским компаниям вступление страны в Таможенный союз выгодно, но не для тех, кто работает нелегально. А нелегально в Кыргызстане работает большинство. В Кыргызстане в «революционный» период его новейшей истории, начиная с государственного переворота 2005 года, сформировались преимущественно теневые олигархические и финансово-промышленные группы. Их интересы зачастую противоречат национальным интересам. «Хотя именно они способны оказывать существенное влияние на политические пристрастия первых лиц и политику государства в целом», – подчеркнула Галина Нахманович.
Теневой характер большинства секторов экономики препятствует любым легальным интеграционным инициативам. Криминализация финансово-экономической сферы доведена до такой степени, что денежная масса, получаемая от транзита наркотиков, значительно превышает, к примеру, денежные обороты сельского хозяйства или швейного производства.
С другой стороны, высшие должностные лица не самостоятельны. Выполняя волю тех или иных кланов, они не способны сделать какие-либо уступки в сфере властных полномочий в сторону наднациональных интеграционных органов. В Таможенном союзе – это обязательное условие.
Не только строительство энергетического кольца, но и другие инвестиционные проекты будут во многом зависеть от самого официального Бишкека. В частности, сможет ли нынешнее руководство Кыргызстана преодолеть внутреннее сопротивление и стать членом Таможенного союза. Но пока стандарты интеграционного объединения не заработают в Кыргызстане, этот регион будет представлять для Казахстана большую экономическую опасность.
Аманжол Сагындыков