Более 8 млн человек насчитывает сегодня количество вкладчиков по обязательным пенсионным взносам. Таковы данные Комитета по контролю финансового рынка и финансовых организаций Национального банка РК (НБ РК). И это несмотря на то, что Казахстан первым на постсоветском пространстве успешно внедрил накопительную пенсионную систему (НПС), которая к концу года должна претерпеть изменения. Поможет ли реформирование НПС накопительным пенсионным фондам (НПФ) выправить положение дел и показать хорошую доходность в интервью «Капитал.kz» рассказал Андрей Карягин, председатель правления АО «НПФ «Астана».
– Андрей Валерьевич, как сегодня продвигается работа по разработке схемы пенсионной реформы Казахстана?
– Работа по реформированию пенсионной системы Казахстана курируется Нацбанком и Министерством труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН РК). Отечественные НПФ также участвуют в этом процессе, вносят предложения на площадке Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), участвуют в заседаниях сената и различных рабочих групп. Сейчас разрабатываются поправки, какие-то нормы уже появились в виде постановлений Нацбанка, направленных на изменение текущей ситуации.
Принципы, закладывающиеся в реформировании, достаточно просты и разумны. Необходимо усовершенствовать контроль над инвестиционной политикой, которая должна в свою очередь быть направлена на получение для вкладчиков доходности выше уровня инфляции. Работа продолжается, и первые результаты мы увидим к концу осени – началу зимы.
Важно понимать, что при правильном пруденциальном регулировании пенсионных фондов, направленном на достижение эффективности для вкладчиков, НПФ могут показывать доходность не только выше уровня инфляции, но и выше банковского депозита или иных пассивных инвестиций, не требующих соответствующей финансовой квалификации.
– Должно ли, по Вашему мнению, реформирование пенсионной системы быть достоянием общественности?
– Безусловно, должны быть публичность и открытость обсуждения. Единственное, что информация для населения должна быть упрощена для более понятного восприятия вопроса. Ведь чтобы понять суть предложений, требуется более глубокое понимание глубины проблем и текущей ситуации. В то же время социальные вопросы, к которым относится и вопрос развития пенсионного обеспечения, затрагивают интересы каждого казахстанца и экономики в целом, поэтому нужна открытая дискуссия, ведь по сути именно в споре рождается истина.
– Почему изначально взяли накопительную пенсионную систему Чили, а не, к примеру, Франции, Англии или Германии?
– Схема Чили была больше применима к Казахстану на момент ее внедрения, не зря именно вариант Чили был принят за отправную точку развития казахстанской пенсионной системы. Все-таки наша страна пока не достигла экономического уровня развитых европейских государств. К слову, казахстанская пенсионная система уже сейчас имеет много различий с чилийской, уже можно говорить, что казахстанская НПС идет своим путем развития. Со временем, вместе с экономическим укреплением Казахстана, думаю, будет усиливаться и социальная составляющая. Возможно, будут увеличиваться пенсионные отчисления, часть которых будет возложена на работодателя, вероятно, появятся сильное социальное страхование и другие виды защиты, привычные для европейских стран.
– Как Вы считаете, возможна ли в рамках Таможенного союза (ТС) единая пенсионная система?
– Объединяя таможенное, экономическое и трудовое пространство, рано или поздно встанет вопрос о пенсионном обеспечении по общим правилам. Не секрет, что казахстанская, белорусская и российская пенсионные системы имеют много отличий. Однако их можно будет привести к единым правилам и стандартам, взяв от каждой страны лучшие идеи и наработки.
Пока же российская пенсионная система испытывает большие трудности и все чаще звучат голоса, призывающие увеличить отчисления на социальное обеспечение российских граждан.
И все-таки, наверное, это преждевременный вопрос, пока сложно прогнозировать, как в будущем сложится ситуация. Единственное, сегодня очевидно то, что институциональное построение пенсионного рынка в Казахстане более эффективно. Возможно, впоследствии за точку отсчета будет взята именно казахстанская модель пенсионного обеспечения. Тем более сейчас предстоит ее совершенствование, которое будет направлено на повышение эффективности для вкладчиков.
– Повлияет ли на НПС страны вступление Казахстана в ВТО?
– Пока особых изменений мы не ожидаем. Возможна некоторая волатильность ценных бумаг: усилятся бумаги конкурентоспособных компаний, и наоборот. Как правило, при вступлении страны в ВТО идет адаптационный период, позволяющий экономике более оптимально пройти процедуры изменения цен. Поэтому, с точки зрения пенсионного рынка, мы не ждем негативных моментов.
– Какие необходимо предпринять меры, чтобы возвратить доверие к пенсионной системе со стороны граждан?
– Усилить доверие вкладчиков может повышение доходности пенсионных фондов. Что для этого делать? Конечно, реформировать НПС, вносить поправки в наше консервативное законодательство, чтобы стимулировать фонды к активной и эффективной деятельности. Думаю, ожидаемые поправки позволят повысить доходность НПФ, что в дальнейшем вернет доверие вкладчиков.
Если законодательство и регулятор будут стимулировать к получению доходности, показатели пенсионных фондов могут стать еще более эффективны. И только когда вкладчики пенсионных фондов увидят результаты эффективности, которые они сами не могут заработать, поверьте, возрастет не только доверие к пенсионным фондам, более того, вкладчики будут приносить и свои добровольные пенсионные взносы.
– Как повысить уверенность рядовых вкладчиков в доходности своей будущей пенсии?
– Если пенсионной системе удастся повысить доходность, то вкладчики будут чувствовать себя уверенно в полной мере. Остается еще и проблема недостаточной финансовой грамотности населения. Показатели НПФ достаточно динамичны и сложны, и вкладчики иногда панически реагируют на временные минусовые показатели в своих выписках, воспринимая их как реальные фактические убытки.
В этой связи мы предлагаем вместо коэффициента К2 ввести агрегированный показатель доходности, который стал бы более понятен простому потребителю и его более корректно можно было с чем-то сравнивать. Возможно, рейтинг пенсионного фонда, а также открытость и комментирование своих результатов деятельности этому будут только способствовать.
– Надо ли расширять возможности вкладчиков по выбору большего варианта инвестпортфелей?
– Думаю, что все будет зависеть от спроса вкладчиков. Сейчас в 11 фондах, каждый из которых имеет свою инвестиционную политику, по 2 портфеля – это уже 22 модели управления. С 2015 года добавится еще и агрессивный портфель, то есть станет уже 33 варианта управления пенсионными накоплениями. Думаю, что пока такого количества инвестиционных стратегий должно хватить с излишком.
Когда говорят, что сейчас у вкладчика нет выбора, это скорее просто непонимание пенсионной системы. Выбор есть, весь вопрос в том, что вкладчикам не объяснили, как реализовать этот выбор и на что при этом обращать внимание. Другими словами, как анализировать инвестиционный портфель пенсионного фонда.
– Какова сегодня средняя доходность накопительных пенсионных фондов?
– Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ на 1 августа 2012 года составил 1,61%. Причем лучший показатель составил – 4,63%, фактически на уровне текущей инфляции.
– К чему, по Вашему мнению, должен быть привязан коэффициент номинального дохода НПФ?
– Я считаю, что коэффициент номинального дохода НПФ К2 должен стремиться превысить уровень реальной инфляции и банковских депозитов. И своей величиной обязан соответствовать ожиданиям вкладчиков, которые будут понимать, что их пенсионный фонд эффективно управляет его накоплениями.
– 27 июля 2012 года вышло постановление Нацбанка РК, направленное на стимулирование активной пенсионной политики. Изменится ли инвестиционная политика НПФ Казахстана?
– Эти изменения вступят в действие в середине осени, и тогда НПФ действительно смогут поменять инвестиционную политику, больше и главное активнее работая с бумагами коммерческого сектора. Думаю, что это впоследствии отразится на доходности отечественных пенсионных фондов.
– В какие проекты лучше всего следует инвестировать пенсионные активы?
– Государственно-частное партнерство (ГЧП) может стать очень хорошим механизмом для того, чтобы пенсионные фонды могли вкладывать свои активы в экономику Казахстана и получать прибыль для вкладчиков, при текущей нехватке финансовых инструментов на казахстанском фондовом рынке.
Сегодня подготовлено достаточное количество проектов в рамках ГЧП. Думаю, что их реализация – это только вопрос времени. Пенсионные активы, которые сейчас уже приближаются к $20 млрд, могли бы стать отличным стимулом для роста экономики, обеспечив развитие промышленности, создание новых рабочих мест и высокий доход вкладчикам.
Что касается наиболее выгодных сфер для инвестирования, то это должны быть крупные значимые предприятия Казахстана, бизнес которых – системообразующий для экономики Казахстана, а значит, и спрос на их продукцию и услуги достаточно стабильный.
Пенсионные фонды готовы инвестировать в компании, профессионально выстроившие свои бизнес-процессы, обладающие достаточной финансовой и производственной устойчивостью и стабильностью. Безусловно, это в первую очередь инфраструктурные проекты, развивающие транспортную и логистическую составляющую Казахстана.
– Как сегодня обстоят дела в вопросе участия акционеров в пенсионных фондах?
– Согласно Закону «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», до 1 января 2013 года акции накопительного пенсионного фонда должны быть включены в категории официального списка Казахстанской фондовой биржи. Не менее 10% от общего количества голосующих акций НПФ должно быть предложено к приобретению на организованном рынке ценных бумаг (РЦБ) до 1 июля 2013 года и реализовано на бирже неаффилиированным лицам до 1 января 2014 года.
– Успеют ли отечественные НПФ выполнить это требование в установленные сроки?
– Я думаю, что для крупных НПФ, обладающих большим собственным капиталом, выполнение требований законодательства не станет проблемой. Другое дело, сможет ли рынок потенциальных инвесторов проглотить такой огромный выброс акций. Для людей, планирующих участвовать в пенсионном рынке в качестве миноритарных инвесторов, очень важно понимать суть эффективности владения акциями НПФ. А значит, должны быть понятная дивидендная политика и прогноз стоимости пенсионного фонда. В полной мере ответить на этот вопрос возможно только тогда, когда будет понятно будущее развитие пенсионного сектора в Казахстане.
– В целом выполнима ли идея с реализацией акций неаффилиированным структурам? Готовы ли банки второго уровня (БВУ) сегодня расстаться со своими пенсионными активами?
– На мой взгляд, банки готовы. Вопрос скорее сводится к тому, какая цена сложится на эти акции. Отсюда и станет понятно, будут ли участвовать здесь неаффилиированные инвесторы. Как правило, БВУ владеют стратегическими долями, стоимость которых не только высока и недоступна, но и по экономическим причинам основной массе инвесторов просто не нужна. В то же время официальная политика выплаты дивидендов не всегда используется пенсионными фондами, поэтому на вопрос насколько будет выполнима задача реализации акций пенсионного фонда можно ответить только уровнем административного давления со стороны регулятора на БВУ.
– Насколько готовы пенсионные фонды к получению рейтингов от национальных или международных рейтинговых агентств?
– НПФ готовы получать рейтинги, и это в современных условиях оправдано. Пенсионные фонды могут получать различные рейтинги – корпоративного управления, надежности или asset management. И эти рейтинги существенны для фондов, так как они показывают качество и профессионализм их работы. А это, безусловно, очень важно для вкладчиков, акционеров и регуляторов этого рынка.
Если говорить о том, какой нужно получать рейтинг – международный или отечественный, то думаю, надо смотреть на то, кто потребители этого рейтинга. Как правило, это казахстанские вкладчики, поэтому имеет смысл в первую очередь получать отечественный рейтинг. Кстати, большинство казахстанских пенсионных фондов уже получили соответствующий рейтинг надежности в рейтинговом агентстве «Эксперт РА».
Наличие рейтинга помогает вкладчикам определить надежность пенсионного фонда, если у них самих нет достаточной финансовой грамотности и возможности проанализировать работу своего НПФ.
– Как Вы относитесь к предложению главы Нацбанка о повышении пенсионного возраста для женщин?
– Предложение повысить пенсионный возраст для женщин возникло не на пустом месте. Действительно, по объективным причинам большинство женщин за время своей трудовой деятельности не имеют возможности накопить значительные пенсионные сбережения.
Во-первых, представительницы прекрасного пола имеют длительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей. Во-вторых, как правило, у большинства женщин зарплаты уступают мужским доходам. В итоге, выходя на пенсию раньше, женщины не имеют достаточных пенсионных накоплений. А, учитывая, что период дожития у представительниц прекрасного пола дольше, получается, что на пенсии они могут остаться без средств к существованию.
Однако для решения этой проблемы значительно повышать пенсионный возраст необходимости нет. Дело в том, что дети не только радость для родителей, но и новые граждане нашей страны. Увеличение численности населения имеет большое значение для нашего государства, и поэтому, я думаю, государство должно поощрять женщин к рождению детей.
На мой взгляд, государство, по примеру многих развитых стран, могло бы выплачивать женщинам солидный материнский капитал, часть которого должна попадать на их пенсионные счета. Кроме того, сейчас готовятся поправки в законодательство, которые будут стимулировать пенсионные фонды к получению высокого дохода для вкладчиков, т.е. пенсионные накопления граждан будут расти быстрей.
Я считаю, что использование части материнского капитала и повышение инвестиционной доходности должно более оправдано решить экономическую проблему нехватки пенсионных накоплений.
– Андрей Валерьевич, какая, по Вашему мнению, должна быть идеальная пенсионная система в республике?
– Идеальной была бы комбинированная система, когда есть часть накопительной системы (при участии работодателя) для активных людей и государственное обеспечение для тех, кто по различным жизненным обстоятельствам не смог накопить себе достаточную пенсию (инвалиды, низкооплачиваемые рабочие, домохозяйки). Такая система будет устойчива и легко пройдет кризисные моменты.
Возвращаться к солидарной системе, я думаю, было бы неправильно. Уже есть достаточно много людей, которые благодаря своему труду смогли накопить себе достойную пенсию, сняв нагрузку с государства и позволив перераспределить бюджетные средства на поддержку социально-незащищенных слоев населения. Внедрена система аннуитетного страхования, которая также снимает бремя с государства по социальному обеспечению граждан.
Накопительная пенсионная система Казахстана в настоящее время полностью соответствует озвученной президентом стратегии создания общества всеобщего труда. Когда главенствует позиция активного созидания и работы, а не потребления и иждивенчества, которая больше присутствует в солидарных системах пенсионного обеспечения.
– Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития пенсионной системы Казахстана?
– НПС Казахстана показала себя с достаточно хорошей стороны, доказав свою устойчивость и эффективность. Бесспорно, для того, чтобы соответствовать сегодняшним реалиям и ожиданиям вкладчиков, она нуждается в разумном развитии и реформировании. В первую очередь необходимо модернизировать достаточно консервативное пенсионное законодательство, не позволяющее пенсионным фондам показывать высокую доходность. Постепенно эти поправки готовятся, и скоро мы уже сможем их увидеть. Регулятор уже сейчас предпринимает прагматичные шаги для исправления текущей ситуации с пониженным инвестиционным доходом, поэтому мой личный взгляд на пенсионную систему Казахстана довольно оптимистичен.
Виктор Климов