Для казахстанских автоперевозчиков въезд на узбекскую территорию станет дороже. Так как альтернативы автомобильной дороге через Узбекистан нет и в ближайшее время не предвидится, отечественным перевозчикам придется привыкать к новому порядку въезда, инициированному узбекской стороной. Но даже в этом случае они потеряют часть рынка перевозок в южном направлении.
Недавно узбекские власти ввели сумму сбора со всех иностранных перевозчиков при въезде в Узбекистан в размере $300. Под эту меру попали и казахстанские перевозчики. Если ничего не поменяется до конца текущего года, то с 1 января 2013 года каждая казахстанская фура должна будет оставить на границе вышеуказанную сумму. Правда, при условии, что транспорт везет груз из третьей страны и у водителя не окажется соответствующего разрешения.
Кроме этого, как отметили в Министерстве транспорта и коммуникаций РК со ссылкой на сообщение Министерства иностранных дел Узбекистана, со следующего года въезд иностранных автотранспортных средств на территорию этой страны будет осуществляться только в соответствии с положениями подписанных двусторонних соглашений в области международных автоперевозок грузов.
В сообщении указывается, что на сегодняшний день между правительствами Казахстана и Узбекистана действует соглашение о международном автомобильном сообщении, согласно которому казахстанские перевозчики не оплачивают сбор за въезд/выезд и транзит между двумя странами.
«Вместе с тем, с 1 января 2013 года перевозки в/из третьих стран в Республику Узбекистан будут осуществляться только по разрешениям, которыми обмениваются компетентные органы Казахстана и Узбекистана. Для выяснения более подробной информации министерством направлены запросы в компетентные органы Узбекистана с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию», – говорится в сообщении.
Что и следовало узнать
Кстати, автотранспорт никогда не курсировал между странами без соответствующих разрешений. А смысл нововведений узбекской стороны как раз в том, что ранее разрешение на проезд выдавалось госорганами Узбекистана непосредственно на границе. По новому порядку казахстанским перевозчикам необходимо заранее, а не на границе, получить разрешения в соответствующих госорганах Узбекистана.
Понятно, что новый порядок получения разрешений сильно усложнит жизнь казахстанских перевозчиков. Им, быть может, придется открывать свои филиалы в Узбекистане, чтобы самостоятельно решать проблемы с получением разрешений. Если же им придется получать разрешения через Министерство транспорта и коммуникаций РК, то и это займет довольно много времени.
Безусловно, какое-то время перевозчикам придется мириться с проблемами транзита, но в перспективе нужны маршруты в обход территории Узбекистана. Опыт свидетельствует, что узбекская сторона в любое время может закрыть границу без указания причин, и тогда перевозки в южном направлении могут застопориться.
Нет выхода
Перевозчикам придется работать в условиях отсутствия альтернативы автомобильной дороги, которая идет через Узбекистан.
Если по железной дороге в обход территории Узбекистана все более-менее понятно, то по автомобильной дороге – нет никакой ясности. Железная дорога Узень –Туркменистан – Горган должна взять на себя часть грузопотока, который сейчас идет через Узбекистан. Хоть какая-то, но все же альтернатива. По автомобильной дороге нет даже направлений, по которым казахстанские перевозчики могут объехать Узбекистан.
Между тем Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) РК более-менее успешно работало с соседями в условиях получения разрешений на границе. Тогда как опыта работы с государственными органами соседней страны на территории Узбекистана у ведомства просто нет. Безусловно, опыт – дело наживное, но период времени, пока МТК будет налаживать новый порядок взаимоотношений с узбекским профильным ведомством, для перевозчиков может оказаться самым трудным.
По данным МТК, численность автопредприятий составляет свыше 22 тыс. единиц, а общее число физических и юридических лиц, занимающихся коммерческими перевозками, составляет порядка 150 тыс. человек. И все эти люди могут лишиться части своего бизнеса, связанного с перевозками грузов из третьих стран в Узбекистан.
Несомненно, узбекскую сторону понять можно. Она собирается навести порядок на своей границе и поставить заслон практически бесконтрольному въезду казахстанского транспорта на свою территорию. В этом плане политика узбекских властей очень напоминает политику китайских властей. Казахстанские перевозчики вынуждены возить грузы из третьих стран в Китай только до казахстанско-китайской границы. Далее, из-за протекционистской политики китайских властей, груз перегружается на китайский автотранспорт.
В любом случае, казахстанские перевозчики часть своего рынка перевозок в Узбекистан потеряют. Вопрос лишь в том, какие это будут объемы, и как они повлияют на казахстанский бизнес.
Артем Борисов