Российская сторона недовольна схемой реэкспорта российской нефти, которую использует компания «КазМунайГаз». Тому есть веские причины, главная из которых – уход от таможенной пошлины, из-за чего страдает российский бюджет.
В начале октября, как писала газета «Известия», российские власти выразили недовольство схемами компании «КазМунайГаз» по экспорту сырья из РФ и предлагают направлять своих представителей на таможенные посты Казахстана.
«В конце октября президент России Владимир Путин намерен встретиться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, чтобы обсудить ситуацию с реэкспортом российской нефти в Китай. Россию не устраивают планы казахстанской нефтяной госкомпании «КазМунайГаз» по увеличению поставок российской нефти в Китай без уплаты экспортной пошлины в российский бюджет», – говорится в статье «Россия растаможит нефтяные схемы Казахстана».
Как поясняется, используемая в Казахстане схема ухода от пошлины является формально законной, но «может привести к выпадающим доходам российского бюджета в объеме до $1 млрд в год». Поэтому «российские таможенники будут бороться с неоднозначными схемами беспошлинного экспорта с территории Казахстана».
«В настоящее время в российском правительстве прорабатываются меры, направленные на пресечение подобной практики. Федеральная таможенная служба РФ… сообщила правительству о готовности контролировать исполнение решений, направляя своих представителей на таможенные посты Казахстана и Беларуси», – сообщает издание.
ВСТО дороже, но к телу ближе
Вопрос стоит в следующей плоскости: нефтепровод «Атасу – Алашанькоу» забирает именно те объемы российской нефти, которые Москва могла бы пустить через нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). И самое главное, без уплаты таможенной пошлины. В силу чего бюджет РФ недополучает средства.
Так, недавно вице-министр нефти и газа РК Булат Акчулаков сообщил СМИ, что индикативный план на 2012 год предусматривает транспортировку в Китай по нефтепроводу «Атасу – Алашанькоу» 2 млн тонн российской нефти. При этом он уточнил, что пока нефть из России поступает в меньших объемах, не смог назвать поставщиков, отметив лишь, что покупателем является китайская CNPC.
Такое заявление г-на Акчулакова было довольно нервно воспринято представителями российской «Транснефти»: согласно экспортным графикам компании, поставки российской нефти через Казахстан в Китай не предусмотрены.
Многие эксперты воспринимают «Атасу – Алашанькоу» как альтернативу ВСТО. Но в высших эшелонах российской власти с этим вопросом пока точно не определились. Так, в начале июня в рамках форума «Энергодиалог Россия – Китай» в Пекине вице-премьер РФ Аркадий Дворкович предложил использовать нефтепровод «Атасу – Алашанькоу» как альтернативу ВСТО. Но вскоре, после визита в Китай Владимира Путина, было принято решение, что все поставки нефти в Поднебесную будут идти через ВСТО, так как снижение объемов прокачки по ВСТО может сделать его нерентабельным.
Ситуация обострилась в августе, когда Казахстан объявил о снижении для российских компаний с 1 сентября тарифа на прокачку по «Атасу – Алашанькоу» вдвое – до $11,3 за тонну на 1 тыс. км. Для сравнения: казахстанские нефтяники платят $25,8 за тонну. Но и это дешевле стоимости прокачки нефти в Китай по ВСТО (около $70).
Казахстан активно использует схемы, по которым основные объемы добываемой внутри страны нефти отправляет на экспорт, а часть внутренних потребностей в ГСМ удовлетворяет за счет импорта российских нефтепродуктов.
Общий объем добычи Казахстана составляет 80 млн тонн, из которых 13 млн перерабатывается заводами в моторное топливо. В Европу, транзитом через Россию, нефть уходит через трубопровод Атырау – Самара в объеме 15 млн тонн. Еще 29 млн тонн идет через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). При этом потребности самого Казахстана в нефтепродуктах ежегодно растут, и он заинтересован в их удовлетворении за счет поставок из России по внутренним ценам.
Хитрые схемы, но не запрещенные законом
РФ ежегодно поставляет в Казахстан 7 млн тонн нефти, 5 млн тонн из которых перерабатывается на Павлодарском НПЗ, а 2 млн тонн направляется на Шымкентский НПЗ, совладельцем которого является китайская PetroChina.
Согласно неподтвержденным данным, большая часть из 2 млн тонн российской нефти, приобретаемой китайцами для нужд Шымкентского НПЗ, идет в Китай по нефтепроводу «Атасу – Алашанькоу» без уплаты экспортной пошлины (с 1 октября пошлина составляет $418,9 за тонну) в российский бюджет.
Казахстанские власти называют подобные схемы своп-операциями. Примерно такую же схему Казахстан использует при покупке через «Газпром» узбекского газа для своих южных регионов.
При прокачке российской нефти, покупаемой китайцами, используется так называемый географический своп. Шымкентский НПЗ находится на юге Казахстана и, чтобы не транспортировать российскую нефть через всю страну, PetroChina направляет российскую нефть в экспортный нефтепровод, а на Шымкентский НПЗ направляет равный объем нефти с близлежащего Кумкольского месторождения.
Кстати, когда казахстанские власти говорят, что «географический своп» не является нарушением таможенного законодательства и рассматривается лишь как оптимизация логистики, они на 100% правы. Но когда пошлина за российскую нефть не поступает в российский бюджет, то вся эта оптимизация логистики Москве точно не понравится.
Подобная схема использовалась и раньше. Но только после введения Казахстаном демпингового тарифа на прокачку нефти в Китай Россия заметила, что физические объемы российской нефти уходят в Китай без уплаты пошлины.
Все под завесой тайны
О схемах транспортировки российской нефти через Казахстан в Китай говорить не хотят многие. Это еще тем более удивительно, что даже демпинг по тарифам на прокачку нефти со стороны Казахстана не должен волновать российскую сторону. Почему? Нефть ВСТО продается с премией в 4-6 долларов к сорту Dubai, в то время как казахстанская Urals продается с дисконтом к Dubai в 2 доллара. Это делает поставки по ВСТО более выгодными, даже при снижении тарифа на прокачку через Казахстан.
Самые крупные российские нефтяные компании зачастую не отвечают на такие вопросы. Кстати, Минэнерго РФ ответило «Известиям», что «поставка нефти на территорию Республики Казахстан осуществляется на основе коммерческих контрактов, регулирование которых не входит в компетенцию органов государственной власти».
Российская сторона пока не полностью доверяет казахстанской стороне. Даже после решения вопроса по своп-операциям на высшем уровне Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ намеревается наладить контроль за соблюдением Казахстаном будущих договоренностей, касающихся таможенного оформления российской нефти и нефтепродуктов при их экспорте с территории стран-членов Таможенного союза (ТС).
ФТС настаивает на своем праве присутствовать и контролировать оформление экспорта нефти и нефтепродуктов на таможенных постах Беларуси и Казахстана.
Андрей Кириллов