USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.56$
+0.100
BTC
64111.90$
-494.000

Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства

Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства. Главная причина в том, что сегодня таможенные органы требуют оплачи...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства- Kapital.kz

Отечественные кинопрокатчики находятся на грани банкротства. Главная причина в том, что сегодня таможенные органы требуют оплачивать налоги за кинопрокат не только как за услугу, но и как за товар. О том, что же происходит в этой отрасли в интервью «Капитал.kz» рассказал Бауржан Шукенов, учредитель «Объединения юридических лиц по содействию развития кинопроката в форме ассоциации «Киноальянс Казахстана».

– Бауржан Камалович, как Вы можете оценить состояние отечественного рынка киноиндустрии?

– Говорить о том, что в Казахстане есть киноиндустрия, довольно рано. Она только в процессе формирования, пока находится в зародыше. Вообще, киноиндустрия состоит из кинофикации, то есть строительства кинозалов, и кинопроизводства.

Процесс кинофикации в республике еще не закончен, очень сложное положение именно в регионах. И если в Астане и Алматы наблюдается достаточное количество кинозалов, то в Таразе и Петропавловске лишь 1-2 кинозала на весь областной центр.

На кинопроизводство государство выделяет деньги через студию «Казахфильм» – это государственный заказ, а свободное, продюсерское, независимое кино тоже еще в зачаточном состоянии. Основная причина – в отсутствии не только поддержки со стороны государства, но и системы постоянного финансирования кино.

Все эти сегменты рынка не сформированы, соответственно нет конкретной статистики. В итоге получается, что инфраструктуры вокруг кино как таковой тоже нет. Обычно инвесторы не хотят идти туда, где все работают вслепую, то есть не могут понять, сколько собирают кинотеатры, отдельные фильмы и т.д.

– Насколько развита конкуренция в этом сегменте рынка?

– Отечественные кинопрокатные компании конкурируют между собой, так же как и крупнейшие мейджерские студии Голливуда, которые производят практически все мировое кино: Walt Disney Company, Paramount Pictures, Fox Animation Studios, Warner Brothers, Universal.

Кроме студий существуют компании, например Relativity Media, Summit Entertainment, которые завозят независимое кино. Как правило, восточноевропейские фильмы.

Почти у всех зарубежных киностудий есть свои представители в Казахстане. И вся конкуренция в том, у кого лучше фильмы, где задействованы знаменитые актеры и режиссеры, кто больше вкладывает в маркетинг и т.д.

– Какие основные проблемы в этом бизнесе Вы можете отметить?

– Сегодня основная проблема – переход на цифровую проекцию. В Казахстане в 70 кинотеатрах 205 кинозалов, из них лишь 80 перешли на цифровой показ. На 100% оцифровать залы не могут позволить себе даже крупные сети – это очень дорого. Установить цифровой проектор в один кинозал обходится в среднем 100 тыс. евро.

Прирост кинозалов взаимосвязан со строительством новых торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Но порой их строят в пределах видимости одного ТРЦ от другого. Для торговли, возможно, это и хорошо, а для кинотеатра – плохо. Таким образом, они забирают выручку друг у друга, и, как следствие, бизнес становится неприбыльным.

Определенный вклад вносят интернет и социальные сети. Многие казахстанцы предпочитают смотреть фильмы онлайн в плохом качестве, чем ходить в кинотеатр. Но без тех спецэффектов, которые возможны при просмотре в кинозале, фильм в интернете может и не понравиться. Как правило, негативное мнение обязательно оказывается в комментариях и соцсетях, что серьезно подрывает и сам бизнес.

Еще одна серьезная проблема, связанная с продвижением кино, – реклама. Сегодня из-за колоссальных налогов на рекламу все площадки стоят огромных денег. Кино – абсолютно социальная вещь и можно было сделать некоторое послабление, хотя бы на отечественные фильмы. Иногда нам идут навстречу, делают большие скидки, но говорить о том, что «наружка» имеет какое-то действенное значение пока нельзя.

На телевидении стоимость размещения рекламы также стоит огромных денег. Мы можем только локально покупать какие-то пакеты у кабельных операторов.

Весь смысл кино в том, что вся страна должна знать о выходе конкретного фильма. По большому счету, нет рекламы – нет кино. Например, в России успех фильма зависит от того, смогла ли кинопрокатная компания зайти на «Первый канал», потому что у него зона покрытия огромная.

– Каким образом распределяется доход от кинопроката?

– Фильмы прокатываются в Казахстане на условиях, что 40% от дохода отходят кинотеатру, 40% – правообладателю, а оставшиеся 20% уходят на оплату налогов, содержание офисов, логистику и рекламу.

Мы работаем только на прокат, так как без посредников с крупными студиями работать невозможно. Они берут огромные деньги, которые для отечественного рынка просто неподъемные. С мелкими европейскими и американскими студиями было несколько договоров.

На мой взгляд, самое правильное, когда казахстанский дистрибьютор или кинопрокатчик напрямую покупает кино на кинорынках и получает чистую прибыль. В дальнейшем полученные средства можно было бы вкладывать в строительство кинотеатров, кинопроизводство и т.д.

Однако пока законодательство не приобретет более-менее понятный вид, мы так и будем придатком российского рынка. Чтобы развивать свою киноиндустрию, надо от этого уходить.

– Какими налогами и пошлинами облагаются кинопрокатчики?

– Когда завозится кинопленка, производится таможенная отчистка. Естественно, оплачивается пошлина и налог на добавленную стоимость (НДС). С роялти производится оплата корпоративного подоходного налога (КПН) с нерезидента и НДС. У кинотеатров внешней деятельности нет, поэтому они платят только НДС и налог на прибыль.

– По каким параметрам таможенные органы оценивают завозимую в страну кинопленку?

– В разные годы кинопленку оценивали либо по весу, либо по метражу. До 2010 года таможенная очистка проходила по инвойсу – документу, содержащему перечень товаров, их количество и цену. Производилась оценка и бралась определенная пошлина. В этом году в рамках Таможенного союза (ТС) уже совсем другие процедуры, нет таможенных пошлин, только НДС. И это колоссальное облегчение.

– К чему, на Ваш взгляд, приведет требование таможенных органов оплачивать налоги за кинопрокат не только как за услугу в налоговые органы, но и как за товар в таможенные органы?

– Такое нововведение приведет к банкротству отечественных кинопрокатных компаний. А, следовательно, к высвобождению рабочих мест. Сегодня и без того многие находятся на грани банкротства. Кроме того, это приведет и к потере контрактов с поставщиками, но и самое главное – в плане самостоятельности казахстанская киноиндустрия откатится на 5 лет назад.

– Если все-таки утвердят двойное налогообложение, под силу ли будет компаниям не только выполнить обязательства перед поставщиками, но и оплатить внушительные суммы штрафов?

– Сейчас как раз и получается, что компании, подвергшиеся штрафам, остановили свою деятельность. Разумеется, сократилось и количество фильмов. Кинопрокатный бизнес рассматривать как прибыльный и в лучшие времена было сложно, а теперь – практически невозможно. Ведь мы должны будем платить как в налоговую, так и в таможню. Это серьезный пробел в законодательстве, который надо решать на уровне министерства экономического развития и торговли, министерства финансов.

– Какие меры в разрешении этого вопроса принимаются со стороны кинопрокатчиков?

– Мы обращались в Минфин с просьбой разобраться в вопросе двойного налогообложения. Ведь если налоги надо будет платить в два фискальных органа, то вести бизнес смысла просто не будет. Потому как ни у правообладателей, которые завозят в страну кино, ни у кинотеатров – не будет никаких доходов.

Также мы написали письмо в Национальную экономическую палату Казахстана «Союз «Атамекен». Надеемся, что вопрос будет более детально рассмотрен. Свою поддержку выразила и Американская торгово-промышленная палата, написав письмо бывшему премьер-министру о том, как позиционировать роялти – как товар или как услугу. К сожалению, результаты еще неизвестны.

В общем, движений особо в этом плане нет, все только в процессе. И сказать, что государственные органы как-то обратили внимание на проблемы кинопрокатчиков – пока сложно.

– Получается, что практика двойного налогообложения будет способствовать процветанию пиратства в республике?

– Как правило, любая неблагоприятная обстановка в киноиндустрии сразу ведет к снижению количества нового ввозимого кино. И вполне естественно, когда на рынке наблюдается дефицит каких-то фильмов, то это сразу ведет к активизации пиратской деятельности.

Я уверен, что с введением двойного налогообложения нелегальный способ доставки кино начнет процветать.

– Отразится ли двойное налогообложение на стоимости билетов в кинотеатрах?

– Думаю, что на стоимость билетов в кинотеатрах это не повлияет, потому что распределение доходов идет в процентах. И если даже кинотеатры поднимут цены на билеты и станут больше зарабатывать, вся прибыль в любом случае будет распределяться в процентном соотношении.

Обычно цены повышают либо на новые технологии 3D, 5D, 7D или на ожидаемые премьеры. В некоторых случаях кинотеатр поднимает цену в связи с увеличением расходов на электроэнергию, коммунальные услуги или возросшую инфляцию, но никак из-за проблем у кинопрокатных компаний.

– Есть ли, по Вашему мнению, перспективы развития у казахстанского рынка кинопроката в будущем?

– Честно говоря, я настроен на пессимистичный сценарий развития отечественного рынка кинопроката. Чем лучше развит рынок кинопоказа, тем больше он привлекает крупных кинопроизводителей, в частности голливудские студии.

Когда инвесторы видят, что рынок интересный и динамичный, с нормальным законодательством, то они стараются напрямую на него заходить, привнося с собой передовые технологии показа фильмов и международные маркетинговые стратегии.

И сегодня мы в этом плане пока находимся на нулевой точке, то есть казахстанский рынок неинтересен зарубежным инвесторам. А если их не будет и в будущем, то казахстанский рынок кинопроката так и останется «хромой собакой» в виде придатка к российскому рынку.

Виктор Климов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.