Недавно крупнейшая по активам МФО Казахстана – KMF получила рейтинг (РДЭ) от Fitch. Этот шаг заявлен как этап к выходу на новые источники фондирования. В то же время KMF уже давно сотрудничает с международными институтами развития. Финансовый директор KMF Ольга Югай рассказала об опыте сотрудничества с европейскими инвесторами и насколько сектор МФО сейчас интересен местным кредиторам.
- KMF, пожалуй, единственная МФО в Казахстане имеет большой опыт привлечения зарубежного фондирования. Почему были выбраны такие инвестиции и в чем их преимущество для вас?
- Местное финансирование изначально для KMF было недоступно, потому что требовались залоги в виде недвижимого имущества. Логичным выбором стали иностранные кредиторы, специализирующиеся на МФО, где залогового обеспечения не требовалось. С ними работаем уже более 19 лет. KMF получила огромный опыт best practice работы с кредиторами и исполнения их требований: в части ковенантов, финансовой дисциплины, во внедрении корпорпоративного управления, в части работы с клиентами и реализации социальных программ.
- Каковы масштабы привлечений у KMF?
- Первая сделка в начале 2000-х годов была в районе 100 тыс. долларов. Последние годы объемы превышают десятки миллионов долларов в год. 2018 год отмечен крупнейшей сделкой на $82 млн. Такую сумму удалось привлечь за счет доверия инвесторов. Нас знают как надежного партнера, с устойчивой моделью бизнеса. Особенно показательным стал 2020 год в период режима ЧП, когда, на фоне заморозки всей экономики, нам не только не остановили текущее фондирование, но и готовы были выдавать займы в расчете на восстановление деловой активности.
- Как строится работа с международными институтами развития: ЕБРР, IFC?
- Основные принципы работы такие же, как и с остальными партнерами. Однако они уделяют большее внимание качественной информации и соблюдению стандартов работы нефинансового характера. Например, построению системы социальных, экологических рисков. Для нас такой опыт очень ценен, так как становится бенчмарком для новых партнеров.
- Какие планы по фондированию в 2021-2022 годах?
- Еще пять лет назад у нас было практически 100% иностранное фондирование. Сейчас эта цифра снизилась до 80%. Есть курс на дальнейшую диверсификацию, повышение доли казахстанских кредиторов, а также за счет местных инвесторов - участников фондового рынка. В частности, крупные банки уже открывают KMF беззалоговые кредитные линии, что еще несколько лет назад представить было трудно.
- Каков интерес у казахстанских инвесторов к сектору МФО и кто они?
- Мы сейчас наблюдаем, что регулятор развивает фондовый рынок. В частности, привлекает новых инвесторов и расширяет доступ потенциальных эмитентов, в том числе МФО, на фондовый рынок. KMF будет интересна инвесторам, так как имеет долгую и успешную историю фондирования. Уже сейчас наблюдаем заинтересованность к нам со стороны институциональных инвесторов.
- Почему отечественный рынок МФО не популярен у иностранных кредиторов?
- Европейцы охотнее финансируют компании с социально ориентированной бизнес-моделью, где микрокредиты влияют на снижение бедности, повышение благосостояния конкретной семьи. В целом в странах СНГ идея микрокредитования, к сожалению, значительно искажена. Микрокредиты выдают до зарплаты или на потребцели, в то время как микрофинансирование исторически сложившийся социальный инструмент для жителей сельской местности, женщин, клиентов без залогов, которые с помощью собственного бизнеса могут помочь себе.
Этой же цели служат и наш проект по поддержке женского предпринимательства, включая субсидии, проект по повышению финграмотности, «зеленое» финанирование. К тому же партнеры выделяют нас как МФО для микропредпринимателей и сельских жителей, что важно для устойчивого развития и создания рабочих мест там, где в силу объективных обстоятельств нет других доступных источников финансирования.
- Сектор МФО в последнее время пользуется пристальным вниманием и надзорного органа, и населения. Общественность, недовольная ростом микрокредитования, требует ограничивать работу МФО. Ваш взгляд на эту проблему.
- Рынок по-прежнему неоднороден. В нем присутствуют как классические МФО, так и множество онлайн-компаний, ломбардов и кредитных товариществ, что объективно затрудняет как регулирование данного сектора, так и приравнивает крупные МФО к мелким участникам, что неоправданно в точки зрения имиджа сектора. В последнее время участились резонансные случаи мошенничеств, когда под видом МФО создают финансовые пирамиды, обманом оформляют онлайн-кредиты и т.д. Необходимо отметить, что доля МФО в объеме всех потребительских кредитов в РК составляет лишь 2,5%, и говорить о вине МФО в закредитованности населения несколько преувеличенно. Сейчас порядка 20% компаний получили лицензии - рынок очистился, игроков стало намного меньше. А заемщикам в данный момент могу посоветовать внимательнее изучать договор займа, знать свои права и обязанности, быть финансово грамотными и брать взаймы микрокредит действительно на нужное и полезное.