С начала года, по данным правоохранительных органов, в Казахстане за организацию финансовых пирамид заведено более 330 уголовных дел. Информация о мошеннических организациях была в кратчайшие сроки опубликована в СМИ и на официальных сайтах государственных органов. В суд направлено 177 дел, под следствием находятся 62 человека.
Принимаемые меры заставляют организаторов финансовых пирамид как можно тщательнее скрывать свою деятельность. Их новое пристанище – социальные сети. Как распознать финансовую пирамиду, рассказал директор Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев, сообщает Fingramota.kz.
Страничка вместо сайта
По словам Александра Терентьева, в 2020 году Межведомственной рабочей группой по противодействию финансовым пирамидам заблокировано более 200 сайтов сомнительных организаций. «Чтобы создать сайт, надо его сначала разработать, сверстать, разместить на сервере, заплатить за хостинг, а главное – зарегистрировать. Создать страничку в социальной сети значительно проще, для этого нужен номер телефона или аккаунт электронной почты. Анонимность и децентрализованность позволяют мошенникам оставаться в относительной безопасности и продвигать свои схемы практически безнаказанно», - говорит представитель финрегулятора.
К сожалению, некоторые пользователи, особенно молодежь, верят, что можно быстро и безболезненно разбогатеть. Этому способствуют фейковые истории успеха и демонстрация «красивой» жизни: яхты, кабриолеты, песчаные пляжи и дорогое шампанское – все это рядом, только инвестируй в этот «крайне успешный и динамично развивающийся проект».
Однако, как показывает практика, вкладчики не только не получают обещанную доходность, но и теряют уже вложенные в такие проекты средства. Возникают и ситуации, когда мошенники сначала выплачивают небольшое вознаграждение, которое, кстати, формируется исключительно за счет вновь приходящих вкладчиков, и предлагают в дальнейшем тем больший процент, чем больше средств вы вложите, рассказывает Александр Терентьев.
Такие «стимулирующие выплаты», по его словам, заставляют пользователей не только вложить все имеющиеся средства, но и иногда продавать имущество и даже брать кредиты.
Риск упущенной выгоды
Александр
Терентьев также рассказал о психологических приемах, которые применяют
злоумышленники. В своих рекламных слоганах в постах в соцсетях мошенники обычно
добавляют: «Наше уникальное предложение действует только до конца месяца/до
конца недели/часа».
«Это, кстати, известный и крайне
эффективный психологический прием. Риск упущенной выгоды действует на
потенциального инвестора куда более мощно, чем сообщение о возможных
рисках, - отмечает он. - На риске
упущенной выгоды и играют мошенники, предлагая вам в довесок и красивый образ,
и истории успеха, и оказывая на вас давление».
Еще одним негативным фактором является желание «отыграться». «То есть даже если вы упустили предыдущее крайне выгодное предложение, на котором якобы разбогатела куча народа, мошенник тут же предложит вам еще более выгодное. Надо всего лишь вложить чуть больше денег и подождать немного. Потому-то многие не только отдают последнее, но и влезают в долги, - разъясняет представитель АРРФР. - А когда компания не имеет даже собственного сайта, вернуть хоть что-либо вряд ли получится. Ведь, по сути, вы отправляли деньги страничке в социальных сетях».
Как обезопасить себя и свои деньги?
Прежде чем перечислить свои деньги компании, изучите ее репутацию и достоверность предоставляемой ею информации. Все финансовые организации должны иметь лицензию финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, рекомендует Александр Терентьев.
В случае, если у вас появились подозрения, что вы связались с финансовой пирамидой, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы по месту жительства, в МВД, а также в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка и Агентство по финансовому мониторингу.
«Изучите информацию о владельцах и руководстве компании, а также узнайте, где она зарегистрирована. Если данные о руководстве засекречены, а сама компания зарегистрирована в некой офшорной зоне, то не стоит приобретать услуги и тем более передавать такой организации свои деньги. Процедура регистрации компаний в офшорных зонах максимально упрощена, а узнать имя реального владельца или того, кто на самом деле стоит за этой структурой, – чрезвычайно сложно. Поэтому обязательно проверьте лицензию организации на сайте агентства», - продолжает Александр Терентьев.
«Насторожитесь, если вам обещают высокую гарантированную доходность инвестиций. Мошенники хорошо знают психологию и играют на элементарном желании человека быстро и без труда обогатиться. Поэтому пирамиды легко обещают доходность и в 50, и в 100, и в 200% годовых, поскольку не собираются эти обещания выполнять. Помните, что призывная реклама – это не повод, чтобы вложиться под высокий процент, а повод усомниться в исполнении обещаний», - советует он.
По его словам, если у компании нет даже собственного сайта, и продвигает она себя исключительно в социальных сетях – это повод не только не вкладывать в нее средства, но и сообщить о подозрительной деятельности в правоохранительные органы.
Компания приглашает поучаствовать в корпоративных мероприятиях, розыгрыше всевозможных призов, подарков, путевок? Отказывайтесь! Это один из наиболее популярных приемов вовлечения в пирамиды новых вкладчиков. Таким образом, с одной стороны, формируется образ «успешной и прибыльной компании».
«Обратите внимание на то, каким образом компания принимает деньги. Многие сомнительные компании принимают наличные деньги либо используют различные системы интернет-платежей и переводов без применения специальных расчетных счетов компании в банках и достоверной бухгалтерской отчетности своей деятельности», - резюмирует Александр Терентьев.
Основные признаки финансовой пирамиды:
- отсутствие лицензии уполномоченного
органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств
на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
- обещание высокой и сверхвысокой доходности,
в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
- выплата средств за привлечение новых
участников;
- гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
- массированная реклама в СМИ, интернете;
- отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования; отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.