Принятие между правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка Соглашения о координации мер по макроэкономической политике стало регулярной практикой. Какие результаты были достигнуты в рамках предыдущего соглашения, заключенного в 2019 году, рассказал директор Департамента денежно-кредитной политики Жандос Шаймарданов:
«Безусловно, новое соглашение не было написано с чистого листа и при его разработке соблюдался принцип последовательности. В первую очередь был учтен достигнутый результат предыдущего соглашения, в котором правительство приняло на себя обязательство обеспечить рост ВВП на уровне 4,5%, а Национальный банк – сохранить инфляцию в коридоре 4-6% в 2019 году.
Как вы знаете, инфляция по итогам 2019 года составила 5,4%, что свидетельствует о достижении цели, закрепленной в том соглашении. Последовавший за этим мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, привел к ускорению инфляции до 7,5% в 2020 году. В связи с этим в рамках нового соглашения усилия Национального банка будут направлены на постепенное снижение инфляции до 4–5% в 2023 году.
В рамках предыдущего соглашения Национальным банком в 2019-2020 годах был также реализован ряд важных инициатив.
Во-первых, в рамках регулирования ликвидности и развития рынка ГЦБ Национальным банком эффективно связывается избыточная ликвидность на денежном рынке. Удлинена срочность выпускаемых нот с 1-3 месяцев до 6-12 месяцев с повышением ставок по ним, внесены изменения в механизм минимальных резервных требований в целях стимулирования направления временно свободной банковской ликвидности на кредитование.
Рыночная ликвидность была активно использована для нужд экономики и финансирования дефицита бюджета. Объем размещения ГЦБ МФ в среднесрочном сегменте от 1 до 3 лет составил 1 трлн тенге при росте доли рыночных участников в 8,6 раза (до 32,7%).
Вместе с тем усовершенствованы методики построения кривой доходности, а также регулирования предельных ставок по розничным вкладам.
Во-вторых, в рамках развития валютного рынка с целью развития рынка производных финансовых инструментов были запущены валютные свопы на сроки 1, 3, 6 и 12 месяцев. Это предоставило возможность участникам рынка хеджировать валютные риски сроком до 1 года.
Было налажено взаимодействие с правительством и субъектами квазигосударственного сектора по информацоинному обмену о потребностях КГС в валюте, совершенных им операциях, прогнозном плане по конвертации валютных активов, что повысило уровень координации и согласованности действий компаний КГС на валютном рынке. Это благоприятно сказалось на сбалансированности валютного рынка.
Для расширения возможности расчетов в тенге для иностранных участников на Казахстанской фондовой бирже KASE введена сквозная валютная сессия, что повысило доступность торгов для участников.
В-третьих, в целях повышения фискальной устойчивости совместно с правительством проведен анализ существующих фискальных правил, и в конце 2020 года внесены изменения в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда (указ президента РК № 234 от 31.12.2019 г.), которые предусматривают ограничение расходов государственного бюджета на уровне цены отсечения, то есть суммы нефтяных доходов при определенной цене на нефть, и порога на рост государственных расходов.
По новому соглашению планируется внести изменения в Бюджетный кодекс с введением контрцикличного бюджетного правила в 2022 году при формировании республиканского бюджета на 2023-й и последующие годы, провести валидацию бюджетного правила, оценить цену отсечения и утвердить ее отдельным подзаконным актом. Контрцикличное бюджетное правило снизит цикличную зависимость экономики и бюджета от сырьевого сектора.
В целом приведенные результаты показывают, что совместные меры были не только эффективны, позволив реализовать обозначенные задачи по координации макроэкономической политики, но и заложили основу для нового соглашения».