«Дорого, непросто, но возможно», - так коротко описал процесс размещения облигаций на Казахстанской фондовой бирже генеральный директор «Кредит Time» Султан Айтжанов. Эта классическая микрофинансовая организация начала работать в Актобе в июне прошлого года, а в декабре разместила на первичном рынке свои долговые бумаги на сумму 500 млн тенге на 2 года.
«Когда мы регистрировали компанию, то уже решили, что хотим выйти со своими облигациями на фондовую биржу», - сказал он во время интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz. Наш собеседник также рассказал, с чем пришлось столкнуться в процессе, назвал сумму затрат на листинг на KASE и на Бирже МФЦА.
- Султан, почему вы решили рискнуть и создать классическую МФО, не компанию по онлайн-кредитованию, да еще во время жесткого карантина?
- Действительно, мы зарегистрировали нашу микрофинансовую организацию в июне 2020 года, в июле прошли учетную регистрацию и в августе выдали первый кредит. Поскольку рынок микрофинансирования в Западно-Казахстанской области развит не так сильно, как в Астане и Алматы, а потребность в деньгах высокая, мы начали работать именно здесь. Рост спроса на микрокредиты после ослабления карантина показал, что мы не промахнулись. Что касается выбора классической МФО, а не компании по онлайн-кредитованию, мы нацелены в первую очередь на кредитование предпринимателей, а не на выдачу потребительских кредитов.
- С чем связано ваше рвение присутствовать на фондовом рынке?
- Уставной капитал на момент нашего входа в рынок составлял 100 млн тенге, затем мы докапитилизировались еще на 50 млн тенге и планируем в ближайшее время увеличить капитал еще на 100 млн тенге из собственных средств. 250 млн тенге для работы на рынке микрокредитования в Казахстане — небольшая сумма. Для дальнейшего развития нам необходимо дополнительное фондирование, а скорость увеличения уставного капитала за счет собственных средств нас не устраивает. Коммерческие банки не выдают кредиты МФО из-за нехватки ликвидного залогового имущества. Осознавая все это, мы еще до регистрации компании решили, что будем выходить на фондовый рынок.
- А теперь расскажите, как это было. Ваш опыт будет полезен тем, кто намерен пойти таким путем.
- В июле мы обратились на Казахстанскую фондовую биржу, но там нам сказали, что поскольку мы совсем молодая компания, сразу разместить облигации не сможем – нужно показать состоятельность бизнес-модели. В итоге мы вернулись к этому вопросу в сентябре. Консультанта и брокерскую компанию выбирали из списка, в который вошли BCC Invest, Jýsan Invest, Halyk Global Markets. Остановились на последней компании. На первом этапе подготовки привели свою финансовую отчетность в соответствие со стандартами МСФО, затем отправили ее внутренним аудиторам фондовой биржи, им на экспертизу понадобилось 2 недели, потом мы внесли их замечания. Одновременно с этим мы проходили процедуру проверки в соответствии с ПОДиФТ, которая проводится по всем компаниям, которые намерена попасть в официальный список биржи. В общей сложности на подготовку к размещению у нас ушло больше 3 месяцев, в официальный список KASE нашу компанию внесли в конце декабря. Облигации мы разместили в феврале этого года.
- Вы разместили облигации на 500 млн тенге на 2 года по ставке 20%. Почему именно по таким условиям?
- Мы балансировали между привлекательностью для инвесторов и комфортными условиями для нас. В результате мониторинга сектора негосударственных ценных бумаг пришли к выводу, что в данный момент это оптимальная доходность, которую мы можем предложить инвесторам.
- Сколько из этого объема облигаций купили инвесторы?
- У нас есть еще непроданный объем на сумму 300 млн тенге. Закономерно, что инвесторы пока только пробуют вкладываться в МФО. Мы допускали вероятность того, что спрос на облигации будет невысоким и они будут заходить с инвестициями в 1-2 млн тенге, но некоторые сделки закрывались на уровне 10-20 млн тенге. Хотел бы напомнить, что сделки по любым облигациям не облагаются никакими налогами: физлица не платят ИПН, юрлица не платят КПН.
- Интересно, сколько инвесторов привлекаются долговыми бумагами МФО на нашем рынке.
- В общей сложности к нам зашли семь инвесторов. Из них два являются инвестиционными фондами, один - Activat, второй я не могу назвать, потому что владелец хочет остаться инкогнито. Пять других наших инвесторов - это физические лица, кто-то из них живет в Актобе, кто-то в Алматы и Нур-Султане.
- Во сколько вам обошелся листинг?
- Это недешевое удовольствие. В общей сложности мы потратили 4,5 млн тенге. Услуги финансового и юридического консультанта стоили 2 млн тенге, тарифы биржи составили 1,5 млн тенге, аудит финансовой отчетности– 1 млн тенге. В общем, каждый шаг стоит денег.
- Есть ли у инвесторов по законодательству гарантии того, что МФО выполнит обязательства по облигациям?
- Все сделки проходят в торговой системе KASE. Формат заключения и исполнения сделок таков, что не поставить облигации, получив оплату, невозможно. Просрочка по купонным выплатам в соответствии с проспектом выпуска облигаций означает дефолт. Для эмитентов это чревато не только наказанием в рамках Гражданского процессуального кодекса, но и тем, что к сумму основного долга начисляется пеня. Кроме того, дефолт сводит к нулю деловую репутацию и кредитную историю эмитента.
Вероятность дефолта, конечно, низкая, но следует знать, что происходит в таком случае. По закону держателям облигаций выплачиваются деньги, вырученные с продажи активов компании. Основным активом является наш кредитный портфель, обеспеченный залогом авто и недвижимости, что означает высокую вероятность возврата своих денег даже в случае дефолта. Для того, чтобы усилить доверие к компании мы наращиваем уставной капитал за счет собственных средств, что и планируем сделать в ближайшее время до 250 млн тенге.
- Что вы теперь могли бы назвать основными препятствиями для активного выхода микрофинансовых компаний на рынок капитала?
- Первая и самая большая сложность – негативное отношение к микрофинансовым организациям у государства, у населения, хотя мы избегаем чрезмерной закредитованности наших клиентов. У нас достаточно консервативная скоринговая модель: отказ по заявкам на кредиты у нас может доходить до 30%. Несмотря на то, что у нас была хорошая финансовая отчетность и мы соответствовали всем критериям комиссии по листингу KASЕ, финконсультант предупреждала нас о том, что нам могут отказать в размещении.
Вторая сложность – фондовый рынок в Казахстане только сейчас начинает развиваться. С этого года у людей появилась возможность использовать свои пенсионные накопления по-разному, но большинство инвестируют их в недвижимость, потому что видят в ней основной финансовый инструмент. На Западе же большая часть свободного капитала населения крутится на фондовом рынке. Будем надеяться, что в перспективе мы тоже к этому придем.
- Получается, что с точки зрения процедур разместиться на бирже микрофинансовой организации несложно?
- Это не просто, но практика, в том числе наша, показывает, что возможно, если компания ведет бизнес прозрачно.
- Можете подсчитать, на какую сумму будут ваши ежеквартальные выплаты по облигациям?
- Инвесторы заходили в разное время, плюс, мы еще продолжаем размещать облигации, поэтому назвать конкретную сумму выплат в квартал сложно. На 10 млн тенге ежеквартальные выплаты инвестору будут составлять 500 тыс. тенге, а за год общая доходность составит 2 млн тенге.
- Вы планируете размещаться на Astana International Exchange. Сколько это будет стоить, и есть ли у вас планы на другие площадки?
- Листинг на AIX будет стоить уже не 4 млн тенге, как на KASE, а по нашим оценкам около 60 тыс. долларов за 2 года обращения облигаций. AIX мы рассматриваем с точки зрения расширения круга инвесторов, так как нацелены не только на отечественных, но и на иностранных.