«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» – в минувшем году эту дарвиновскую мудрость бизнесу пришлось ощутить на собственном опыте. Еще в начале года сложно было представить, насколько стремительными будут перемены в конъюнктуре ведения бизнеса, и предпринимателям пришлось принимать вызовы без подготовки. Задача банков второго уровня в данной ситуации – обеспечить максимально удобные условия для ведения бизнеса и оказать все возможные меры поддержки. Банк ЦентрКредит в этом направлении движется увереннее других БВУ, что и было признано международным независимым рейтинговым агентством «Global Banking and Finance Review». О том, как финансовому институту удалось заслужить эту награду и зарекомендовать себя в качестве лучшего банка по работе с МСБ на рынке Казахстана, рассказал заместитель председателя правления Банка ЦентрКредит Тимур Ишмуратов.
- Тимур Жаксылыкович, расскажите, пожалуйста, об основных принципах БЦК, связанных с поддержкой предпринимателей.
- Для нас действительно большая честь получить эту награду. Она стала подтверждением того, что мы движемся в правильном направлении. За более чем 30 лет деятельности мы всегда старались предоставить своим клиентам наиболее комфортные условия, прислушивались к актуальным нуждам и потребностям. И за это время мы поняли, что главный секрет – это внимательное отношение к клиенту. Необходимо четко понимать, для кого создается продукт и оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. Сейчас мы знаем, чего хотят предприниматели и как удовлетворить их потребности. Более того, предваряя ожидания наших партнеров, мы не раз первыми выходили на рынок с продуктами, еще не имеющими аналогов в стране. Менеджеры Банка стараются всегда работать в тесном контакте с клиентом, получать обратную связь и оперативно принимать решения без бюрократических проволочек, это позволяет нам идти в ногу со временем. Наша команда также непрерывно работает над усовершенствованием продуктов и услуг, отвечающих актуальным потребностям наших клиентов, и предоставляет полный спектр высокотехнологичных банковских услуг «под ключ».
В принципе задолго до пандемии мы четко понимали необходимость развития удаленных каналов обслуживания и уже перевели большинство своих продуктов и услуг в онлайн. Еще в 2019 году мы запустили мобильное приложение «StarBusiness» для МСБ, которое обладает широчайшим спектром возможностей для бизнеса. В нем клиенты могут полностью контролировать движение средств организации и дочерних филиалов, совершать внутри- и межбанковские переводы, платежи, оформлять выпуск карт, оплачивать пенсионные выплаты, соцплатежи, налоги и штрафы, просматривать истории и статус совершенных транзакций. Прямо в приложении можно формировать заявки на зачисление денежных средств, подавать заявки на тендерные гарантии и многое другое. Есть там и мини-бухгалтерия, через которую можно формировать и отправлять счета и платежные поручения, а также осуществлять онлайн-конвертацию валюты по самым выгодным курсам. Разработчики «StarBusiness» постоянно дополняют приложение новыми полезными функциями. Приложение доступно в Play Market и AppStore. Таким образом, мы предварили ожидания клиентов, а когда к февралю этого года переход в онлайн стал необходимостью, нам было проще воплотить в жизнь некоторые уже существующие разработки.
- Говоря про разработку уникальных продуктов, что именно Вы внедрили для бизнеса в текущем году?
- За 2020 год для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был внедрен ряд продуктов и услуг для максимально комфортного и выгодного ведения бизнеса по обнуленным тарифам. Стало доступным онлайн-открытие текущего счета, за который не будет взиматься ежемесячная комиссия, а пополнять банковские счета стало возможно круглосуточно, без использования карт и с минимальной комиссией с помощью платежных терминалов и банкоматов. Данная операция занимает считанные секунды, а клиент не зависит от расписания Банка, не стоит в очередях и может пользоваться услугой 24/7. К тому же в режиме онлайн теперь доступно и получение кредитного лимита на счет, который выдается за несколько секунд без залогового обеспечения, без комиссий за рассмотрение и установление лимита. Им можно покрыть краткосрочные кассовые разрывы или неотложные обязательства, к примеру, налоги, коммунальные платежи, зарплату, срочные расчеты с контрагентами и т.д., сам лимит является возобновляемым, при этом выдачи и погашения по нему будут осуществляться в автоматическом режиме, без подписания каких-либо документов и без необходимости посещения клиентом отделения Банка. Кроме того, летом прошлого года Банк ЦентрКредит предоставил уникальную депозитную линейку, разработанную специально для бизнеса, с максимальной ставкой вознаграждения, а также возможностью дополнительных взносов и частичного изъятия и, что немаловажно, возможностью получения дополнительных 0,75% к действующим стандартным ставкам по депозитам, открытым через мобильное приложение «StarBusiness».
- Какие уникальные нововведения стали действительно неожиданным сюрпризом для казахстанского бизнеса?
- Думаю, что здесь можно отметить внедрение онлайн-конвертации валют через приложение «StarBusiness», благодаря чему клиенты могут конвертировать и производить платежи в купленной валюте в одном приложении. Главная фишка - изменение курса в режиме онлайн происходит с минимальным спрэдом от рыночного. Для конвертации можно использовать как текущие, так и депозитные счета, открытые в нашем Банке. С мая прошлого года в программе доступна конвертация 7 валютных пар. И все это без комиссий, без обращения в Банк и без предоставления документов на бумажных носителях.
Также мы первый и единственный на рынке Казахстана Банк, который получил право от лица клиента направлять заявление в НБРК на получение учетного номера валютному договору по движению капитала и открытию счета в иностранном банке. Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - клиентам БЦК больше не придётся самостоятельно обращаться в Нацбанк для получения данной услуги.
- С какими основными трудностями сейчас сталкивается сектор МСБ в Казахстане? И какую поддержку вы оказываете бизнесу, как один из системообразующих банков?
- Думаю, сейчас бизнес во всем мире сталкивается с одинаковыми проблемами – COVID-19 стал серьезным испытанием для предпринимателей по всему миру. 2020 год выдался непростым и для казахстанских бизнесменов. Поэтому сейчас мы стараемся предоставить им особенную поддержку. Во-первых, всем обратившимся к нам предпринимателям-заемщикам мы предоставили отсрочки по кредитам, благодаря этому они смогли удержать свой бизнес на плаву и уже сейчас почти все вернулись к стандартному графику выплат. Во-вторых, мы перевели почти все услуги в онлайн, что значительно экономит время клиентов и обеспечивает их безопасность. С первых дней пандемии первостепенной задачей для нашего Банка стало создание благоприятной, комфортной и безопасной среды для наших клиентов.
- Учитывая непростую ситуацию в экономике, у абсолютного большинства предпринимателей есть потребность в быстром и недорогом кредитовании.
- Безусловно, мы понимаем это. Поддержка реального сектора экономики – одна из первостепенных задач нашего финансового института. Банк ЦентрКредит активно участвует практически во всех государственных программах, реализуемых АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», направленных на помощь предпринимательству, и реализует совместные программы в этом направлении, в том числе в сотрудничестве с Азиатским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития. К примеру, в 2020 году мы стали участниками еще одной программы «Даму», в рамках которой владельцы ИП, малого или микробизнеса смогут получить кредит в БЦК по минимальной ставке - 6% годовых. Таким образом, оформляя заем на развитие бизнеса, клиенты Банка смогут экономить до 11,5%, покрытие которых возьмёт на себя государство. Примечательно, что в программе могут участвовать все субъекты малого и микропредпринимательства, в том числе и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от отрасли. Кредит выдается на инвестиционные цели - до 20 млн тенге, а на пополнение оборотных средств - до 5 млн тенге. В случае недостаточности или отсутствия залога «Даму» обеспечивает гарантирование в размере до 85% от суммы финансирования. В рамках программы мы не взимаем какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом по ней.
А в первой половине ноября наши бизнес-клиенты из «пострадавших отраслей экономики» начали получать субсидии на покрытие кредитных задолженностей. Суть этой программы в том, что сумма погашения процентного долга сокращается до 6% годовых за счет государственных субсидий. БЦК стал первым казахстанским финансовым институтом – участником данной госпрограммы и уже приступил к субсидированию клиентов. Этот проект будет осуществляться по всем действующим кредитам предпринимателей в указанных секторах на период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП - с 16 марта прошлого года.
В настоящее время Банк участвует в 28 программах поддержки предпринимательства с общим объемом выделенных средств со стороны институтов развития более 180 млрд тенге. Главным направлением в текущий период является поддержка операционной деятельности. Участие в программах позволяет предложить клиентам займы на осуществление операционной деятельности по ставке намного ниже рыночных, что снижает долговую нагрузку.
- Многим ли поддержка, оказываемая клиентам МСБ, отличается от потребностей крупных корпораций?
- Определенно, отличия есть, и это продиктовано в большей степени тем, что клиент МСБ – это, как правило, предприниматель, у которого нет большого штата различных служб. Зачастую он – и директор, и работник, и бухгалтер в одном лице. Поэтому поддержка клиентов МСБ, помимо финансирования, должна заключаться в упрощении расчетно-кассовых операций и развитии небанковских сервисов, таких как, например, онлайн-бухгалтерия, база юридических договоров, поиск контрагентов и партнеров, совместные акции для развития бизнеса и т.д. И именно в этом направлении мы двигаемся и будем продолжать усовершенствовать наши сервисы.
- Какие продукты или услуги для предпринимателей вы планируете внедрить в ближайшее время?
- В текущем году мы планируем запустить несколько новых digital-продуктов, как кредитных, так и в части расчетно-кассового обслуживания. Однако подчеркну, что наша главная цель не в создании большого пула продуктов, а в повышении доступности имеющихся банковских сервисов для всех сегментов предпринимательства.