На ваш смартфон пришло уведомление от банка, что средства на вашем счете были списаны, но вы этого не делали. Возможно, финансовые мошенники получили доступ к вашей платежной карте и личным данным. Представители Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о мерах безопасности. Как показывает анализ обращений граждан, рассматриваемых Департаментом защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, на сегодняшний день участились случаи финансового мошенничества, связанного с банковскими картами, счетами и депозитами.
Также специалисты привели данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК: в 2020 году в Казахстане количество интернет-мошенничества составило 14 175 зарегистрированных случаев, что почти вдвое больше, чем в 2019 году (7 739 случаев).
Примерно каждое пятое мошенничество приходится на хищение денежных средств граждан путем завладения их персональными данными. Согласно информации «Лаборатории Касперского», в казахстанском сегменте интернета было выявлено более 5 тыс. ресурсов, созданных мошенниками с целью выманить деньги пользователей.
На основе приведенной статистики следует признать, что люди, пользуясь мобильными приложениями, могут и не заподозрить, на какие изощренные способы кражи денег способны пойти мошенники. Любое разглашение персональной информации неизвестному лицу несет за собой серьезные последствия для ее владельца.
Каким образом финансовые мошенники могут получить доступ к вашим картам и счетам? И что необходимо сделать, если деньги с карты похищены? На вопросы ответила заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Айгуль Канатбаева.
Пример 1. Вам позвонил якобы сотрудник банка, потребовав озвучить по телефону данные карты, пин-код или сообщить кодовое слово под предлогом предотвращения технических сбоев. При этом вы и не подозреваете, что с вами разговаривает мошенник, так как он представляется именем и фамилией работника банка, и сообщаете ему все необходимые данные. «Этой информации достаточно мошенникам для осуществления операций от вашего имени», - отмечает Айгуль Канатбаева.
Представитель финрегулятора подчеркнула, что по данным Лаборатории Касперского в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии, с мошенниками, прикрывавшимися под видом банковских работников, сталкивался хотя бы раз почти каждый третий казахстанец - 31%. В трех из четырех таких случаев - 73% речь идет о телефонном мошенничестве.
«Как следует из информации Лаборатории Касперского, примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов», - сообщила Айгуль Канатбаева.
«Принимая во внимание данные Лаборатории Касперского, в трети случаев мошенники полностью называли правильные личные данные того, кому звонили. Наиболее распространёнными легендами были предложение кредита - 64%, необходимость подтвердить данные, такие как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код - 59%, а также SMS-уведомление о блокировке карты - 44%», - рассказала представитель финрегулятора.
Пример 2. Вам поступило SMS-сообщение или письмо по электронной почте от банка, в котором вы обсуживаетесь, с указанием сомнительной ссылки. Вы проявили невнимательность и перешли по данной ссылке на фейковый сайт банка. «Введя на нем свои данные, тем самым вы передаете ваши деньги мошенникам, которые могут списать их с вашей карты», - отмечает представитель финрегулятора.
«Злоумышленники собирают нужную информацию заранее и активно используют методы социальной инженерии. Согласно информации Лаборатории Касперского, в 43% случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22% случаев убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет», - информирует заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Айгуль Канатбаева.
Пример 3. Вы потеряли платежную карту, не уведомили об этом банк и не вовремя заблокировали. В данном случае злоумышленники могут воспользоваться платежной картой, применяя ее, к примеру, при онлайн-покупках или совершить платеж в торговой точке бесконтактным способом, который не требует ввода пин-кода.
«Поэтому в случае потери платёжной карты необходимо сразу же заблокировать ее посредством мобильного приложения или обратиться в колл-центр банка», - сообщает заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Айгуль Канатбаева.
Пример 4. Вы продаете товар, и вам звонят лжепокупатели, заявляя, что хотят его купить и готовы внести предоплату. При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер платежной карты, номер текущего или сберегательного счета. «Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов», - отметила представитель финрегулятора.
Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить такую конфиденциальную информацию, как трехзначный код на оборотной стороне платежной карты, пин-код, кодовое слово, ИИН и т.д. Менеджеры банков обладают всей необходимой информацией. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом», - предупредила заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Айгуль Канатбаева.
Что необходимо сделать, если вы обнаружили, что средства на вашей платежной карте сняты без вашего ведома?
Шаг 1. «В первую очередь клиенту необходимо обратиться в банк по номеру на обороте платежной карты или позвонить в колл-центр банка, сообщив менеджеру о несанкционированном списании денег, и потребовать заблокировать платежную карту. В случае, если карта утеряна, то владельцу также необходимо незамедлительно оповестить об этом банк. Вы также можете самостоятельно заблокировать операции в интернете и платежную карту посредством мобильного приложения»,- рассказывает представитель финрегулятора.
Шаг 2. «Обратитесь в банк с письменным заявлением о наличии мошеннической операции на счете или карте. Заявление вы можете направить на электронную почту банка, указанную на сайте, или отнести в отделение банка. Кредитная организация рассмотрит поступившее обращение от заемщика в соответствующие сроки. В заявлении необходимо указать все обстоятельства и несогласие с произведенной операцией. Сохраните экземпляр заявления для дальнейшего направления в уполномоченный орган», - советует заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Айгуль Канатбаева.
Шаг 3. «Следом обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. Ведь вопрос по расследованию дел, связанных с финансовым мошенничеством, находится в компетенции полиции», - рекомендует представитель финрегулятора.
Шаг 4. «Вам также необходимо направить обращение в Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Заявления и обращения на действия субъектов финансового рынка можно направлять посредством электронного правительства или обратиться в Агентство»,- добавила представитель финрегулятора.
«Если у вас есть вопросы касательно деятельности сомнительных организаций, имеющих признаки финансовых пирамид или мошенничества, вы можете задать их в новом разделе мобильного приложения Fingramota Online – «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество», - добавила заместитель директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Айгуль Канатбаева.
«Будьте внимательны, только проявляя бдительность и регулярно повышая свою финансовую грамотность, можно уберечься от происков финансовых мошенников», - подвела итог Айгуль Канатбаева.